Мандаты на стол
За утрату связи с избирателями могут лишить депутатских полномочий Председатель избирательной комиссии Иркутской области Виктор ИГНАТЕНКО рассказал о готовящихся изменениях в федеральном законодательстве. Недавно президент внес в Государственную Думу РФ пакет законопроектов, направленных на совершенствование законов, касающихся выборов. Всего предполагается внести изменения в 18 федеральных нормативно-правовых актов.
Виктор Игнатенко считает, что ряд предлагаемых
поправок действительно направлены на реальное
усовершенствование существующего законодательства и
вызваны требованиями жизни, некоторые из них можно считать
просто работой над ошибками. Есть и ряд поправок, о которых
уже сегодня можно практически с уверенностью сказать, что в
данный момент и при нынешнем составе Государственной Думы
они не будут приняты.
Конечно, наибольшая масса изменений и дополнений
коснется закона «Об основных гарантиях избирательных прав
граждан РФ». Но есть и другие нормативно-правовые акты,
прямо или косвенно касающиеся вопросов выборов. Так,
например, изменения вносятся в Федеральный закон «О
средствах массовой информации». Теперь печатные издания
будут нести ответственность не только за собственные
материалы, но и за опубликованные на их страницах в период
выборов перепечатки из других изданий или сетевых средств
массовой информации. Очевидно, что если во время
предвыборной гонки то или иное печатное издание публикует
некие материалы, касающиеся того или иного кандидата, в том
числе и порочащие его, то делается это не на основе
благотворительности. До сих пор же они могли откреститься от
этого, сославшись на то, что просто перепечатали чужой
материал какого-нибудь сетевого издания, которые перед
выборами множатся, как грибы после дождя, а по окончании
гонки их и следов не отыщешь. Теперь же это перестанет быть
основанием для ухода от ответственности.
Также предполагается внести изменения в Федеральный
закон «О статусе депутата Государственной Думы РФ». Они
предполагают возможность утраты депутатом своего статуса,
если он не поддерживает связи с избирателями. Критерием
поддержания или не поддержания связей должно, по мнению
авторов законопроекта, являться то, проводит ли депутат
встречи с избирателями не реже, чем раз в полгода. При этом
для лишения депутата статуса должна еще собраться группа
избирателей не менее 500 человек и подать на него в суд.
Сам Виктор Игнатенко не считает такой подход к
повышению дисциплины среди депутатов удачным. По его
мнению, скорее следовало бы подготовить законопроект,
который позволял бы лишить народного избранника
депутатского статуса за ненадлежащее исполнение своих
обязанностей, то есть за непосещение сессий Государственной
Думы. А то сегодня слишком обыденным и привычным для нас
стал полупустой зал и мечущиеся по нему небольшие горстки
депутатов, которым нужно успеть проголосовать «за себя и за
того парня». Председатель облизбиркома считает порочной
широко используемую сегодня в Государственной Думе
практику голосования по доверенности, полагая, что человек
должен или быть депутатом и подходить к этому со всей
ответственностью, или спокойно заниматься своим бизнесом и
другими делами.
Также в предлагаемых изменениях речь идет о том, чтобы
от смешанной системы выборов полностью перейти к
пропорциональной. Однако при этом предполагается, что часть
депутатов будет избираться по региональным спискам, а часть —
по федеральным. Виктор Игнатенко считает, что выборы
должны идти только по региональным спискам. Депутат,
избранный по федеральному списку, закрепляется за тем или
иным регионом формально и в результате не несет
практически никакой ответственности. Кроме того, Виктор
Игнатенко отмечает, что если сегодня исключить депутатов-
одномандатников, то мы обнаружим, что партийными
депутатами в Государственной Думе не представлен 41 регион
нашей страны. Так что при переходе к пропорциональной
системе выборов можно с уверенностью сказать, что
большинство депутатов нижней палаты парламента окажутся
москвичами. Впрочем, Виктор Игнатенко считает, что этот
недостаток можно было бы компенсировать, если бы сенаторов
Совета Федерации не назначать, как сегодня, а
избирать, что гораздо более логично.
В закон «О политических партиях» также вносятся
изменения. Они касаются объема финансирования партий из
государственного бюджета. Теперь голос каждого избирателя,
проголосовавшего за данную партию, будет приравниваться к
пяти рублям. Эта сумма, умноженная на число голосов, и будет
определять объемы бюджетного финансирования. Также партии
теперь будут обязаны публиковать во время избирательной
кампании свои программы.
Согласно предлагаемым законопроектам, теперь выборы
смогут проходить только два дня в году — в марте и октябре.
Также законодательно пресекается одна из ранее
использовавшихся возможностей бойкотирования выборов,
когда буквально в последний день практически все члены
избирательной комиссии подавали заявления о выходе из нее.
Теперь такие заявления можно подать не позднее чем за десять
дней до выборов.
К «работе над ошибками» Виктор Игнатенко отнес
возрождение в законодательстве понятия «предупреждение»,
которое может выноситься недобросовестным участникам
избирательных кампаний. В его отсутствие у избирательных
комиссий оказались практически связаны руки — у них не было
возможностей наказывать нарушителей.
Новое законодательство установило и барьер прохождения
партий в парламент — 7% голосов избирателей. Хотя, по мнению
Виктора Игнатенко, оптимальным вариантом было бы 5%, но
это все же лучше, чем когда каждый регион этот барьер
устанавливал самостоятельно (где-то он доходил и до 10-
12%). Более строгим будет и внимание к подписным листам.
Если ранее поводом для отказа в регистрации кандидата могло
быть то, что более 20% подписей оказывалось
недействительными, то сейчас этот барьер снижен до 5%.
Еще одно новшество заключается в том, что если при
подсчете голосов обнаруживается арифметическая ошибка,
влекущая за собой изменения в графе «за», то голоса нужно
пересчитывать снова. Кроме того, избирательные комиссии
муниципальных образований теперь не будут входить в
структуру их администрации, а будут относиться к системе
избирательных комиссий. Это исключит возможность давления
на них со стороны местных властей.
Ряд изменений, касающихся выборов, вносятся и в Кодекс
об административных правонарушениях РФ. Теперь в нем будет
статья, предусматривающая ответственность за
непредоставление информации по запросу избирательной
комиссии, за предоставление избиркомом протокола, сведения в
котором не соответствуют действительности, а также за
несоблюдение сроков хранения избирательной комиссией
документов, связанных с выборами. Последнее будет
приравниваться к фальсификации результатов выборов.
Эти законопроекты будут в первом чтении рассмотрены
Государственной Думой 22 мая. Это значит, что второе и третье
чтения придутся на конец июня — начало июля. Виктор
Игнатенко отмечает, что это создаст для нашего региона
некоторые проблемы, поскольку в первой половине июля уже
должны быть официально назначены запланированные на 9
октября муниципальные выборы. Это значит, что у областных
парламентариев не останется времени на приведение
регионального законодательства в соответствие с федеральным.
Поэтому ряд пунктов федеральных законов придется
использовать как нормы прямого действия, что значительно
усложнит деятельность избирательных комиссий.