Восстановить нарушенные права
Администрация Иркутской области помогла муниципалитетам, направив бюджетные кредиты на выплату заработной платы работникам учреждений социальной сферы.
Всего муниципалитетам уйдет 84,5 миллиона. Больше всего достанется
городу Черемхову (14 млн. 831 тыс. руб.), Нижнеилимскому району (11 млн.
166 тыс. руб.) и Усть-Куту (10 млн. 698 тыс. руб.). Суммы поменьше, от пяти
до восьми «с хвостиком» миллионов, уйдут в Бодайбо, Тайшет и Чуну, а
также в Саянск и Тулун. Наконец, Слюдянский район получит 2 млн. 882 тыс.
рублей. Губернатор принял такое решение, как сказано в распоряжении,
«для недопущения задолженности по выплате заработной платы работникам
учреждений социальной сферы и нарушения трудовых прав указанных
работников на своевременную выплату заработной платы».
Распоряжение N75-ра — только небольшой эпизод в драматичной
борьбе, которая развивается вокруг финансирования муниципалитетов.
Сегодня согласно законодательству в Российской Федерации за каждым
уровнем власти закреплены определенные расходные полномочия, в
частности, четко прописано, кто платит зарплату той или иной категории
бюджетников. Естественно, легче живется тем, кто на федеральном или
областном финансировании, поскольку «своих» бюджетников область и
федерация финансируют исправно. Сложнее работникам бюджетной сферы,
которые находятся на местах. Большинство муниципалитетов сегодня
в глубокой дотационной яме, практически не имеют своих
доходов и надеются только на финансовую помощь со стороны администрации
Иркутской области. При этом областной бюджет сегодня сверстан с дефицитом, и
покроют ли этот дефицит возможные внеплановые налоговые доходы,
не ясно. Мэров же дефицит областного бюджета волнует мало, поскольку без
областной помощи их собственные дефициты достигают астрономических
величин в 200-300%.
Наверное, логично бы было, если бы часть непосильной ноши взял на
себя федеральный центр. Однако Минфин непреклонен: московские
чиновники считают, что федеральных денег Иркутской области дается
достаточно, а нехватка — следствие некачественной работы с местными
налогоплательщиками. Доводы администрации Иркутской области,
считающей, что Минфин использует неверную методику расчета
регионального налогового потенциала и переоценивает доходный потенциал
области, а значит — занижает объемы трансферта, отвергаются с завидным
упорством. Этот тяжелый диалог длится уже два с лишним года. Очередная
встреча высоких договаривающихся сторон имела место на прошлой неделе
в Кемерове, где проходило совещание руководителей субъектов Сибирского
федерального округа. Губернатор Борис Говорин бил тревогу в связи с
предстоящим переходом на двухуровневую систему местного
самоуправления. Напомним, что, по расчетам, в будущем году переход на
новую систему организации самоуправления обойдется области в 18 млрд.
рублей при 10 млрд. прогнозируемых доходов. Спор не завершен, но на
совещании еще раз было указано, что администрация области несет полную
ответственность за то, как исполняют обязательства мэры.
Видя, что люди в некоторых городских и районных учреждениях
социальной сферы доведены до отчаяния, губернатор прекратил дискуссию,
должна или не должна администрация помогать муниципалитетам, подписав
распоряжение о перечислении средств. Но вот что интересно: в следующем
году количество муниципалитетов увеличится, а профессионализм
новоизбранных мэров, напротив, скорее всего упадет (едва ли у
нас найдется 400 крепких профессионалов в области муниципального
управления). Значит ли это, что проблемы дотационных территорий
окончательно будут переложены на плечи администрации
области, а мэрам останется лишь
говорить о кризисе на местах и подталкивать муниципальных бюджетников к
забастовкам?