По страничкам военной летописи
С начала Великой Отечественной войны сотни художников были призваны в армию или пошли добровольцами в ополчение. Но и на фронте многие из них не расставались с карандашом и блокнотом, собирая материал для произведений, которые напишут позднее. Рисунки и картины этих художников сегодня являют собой художественную летопись событий тех лет.
Художники-фронтовики писали искренне, страстно, восхищаясь людьми и их
подвигами. Одно из произведений, написанное на основе впечатлений от
увиденного на фронте, — картина художника Павла Петровича Соколова-
Скаля «Освобождение Калуги».
…После пятимесячных кровопролитных боев, оборонительных сражений и
вынужденного отступления на восток Красная Армия впервые в ходе войны
перешла к крупным наступательным действиям. На заснеженных полях
Подмосковья гитлеровская армия потерпела самое крупное поражение во
второй мировой войне, потеряв более полумиллиона своих солдат и большую
часть боевой техники и оружия. Воины Красной Армии освободили свыше 11
тысяч населенных пунктов, среди которых были крупные города — Калинин и
Калуга…
Соколов-Скаля был в Калуге в момент ее освобождения, в январе 1942 г.,
он видел свежие следы яростных боев на улицах города, дымящиеся развалины
прекрасных зданий, построенных еще в 18 веке.
Основываясь на собранном богатом материале, художник пытается
отобразить героику победы советских войск над фашистскими ордами, он
мастерски изображает яростную рукопашную схватку на одной из
центральных улиц Калуги.
Для своего полотна живописец выбрал сюжет и композицию,
позволяющие изобразить народ в момент предельного напряжения духовных
и физических сил. В центре композиции — советский танк, ворвавшийся в
расположение фашистских войск, и советский десантник с гранатой в
поднятой руке. В левой части полотна — идущие в атаку советские воины, а
в правой — еще продолжающие сопротивление, но уже дрогнувшие враги.
Великолепный рисовальщик, Соколов-Скаля легко справляется со
сложнейшей многофигурной композицией. Картина дает яркий разворот
жаркого сражения, развернувшегося на улицах древнерусского города.
…В ходе битвы 1941 г. за Москву важную роль сыграли Сибирские
дивизии. Среди 200 тыс. иркутян, призванных или добровольно пополнивших
Сибирские дивизии, были и художники. Один из них — Алексей Петрович
Жибинов…
Всю войну от первого до последнего дня Алексей Жибинов находился на
передовой линии фронта. Вернувшись, он приступает к работе над
полотнами, темы которых были прочувствованы и пережиты на полях
сражений. Одна из этих картин — «Красноармейский дозор на берегах
Норвежского фиорда в 1944 году» (1945г.). Большая многофигурная картина
написана в память о советских воинах в Норвегии, где сражался и сам
художник, принимая участие в Петсамо-Киркенсской операции 1944 г.
В октябре 1944 г. советские войска вступили в районы Северной Норвегии,
положив начало освобождению страны от немецко-фашистских
оккупантов. Гитлеровские войска занимали глубокую оборону в условиях
труднопроходимой местности (скалистые сопки, озера, фиорды — узкие,
извилистые и глубокие заливы горного побережья с крутыми склонами). 8
мая 1945 г. немецко-фашистские войска в Норвегии капитулировали. В войне
Норвегия потеряла 10 тысяч человек.
В картине необычно решена тема войны. Эпический покой природы
Норвегии воплощен поэтически. Бойцы не идут, а словно
плывут по фиордам. И земля, и вода, и скалы — будто сказочная страна,
переданная мерцающим колоритом. Полотно — это былина, посвященная
прошедшим сражениям.
… Важным стратегическим фактором в достижении победы над
фашистской Германией стала партизанская война, развернувшаяся на
оккупированных территориях. В тылу врага за время войны действовали
свыше 1 миллиона партизан и многотысячная армия подпольщиков…
Тема сильной личности, человека, защищавшего Родину и за нее
отдавшего самое дорогое — свою жизнь, звучит в произведениях многих
художников военных лет. В 1945 году Виктор Цыплаков написал большую
картину «Зоя», посвященную подвигу партизанки Зои Космодемьянской.
Художник изобразил сцену допроса Космодемьянской. Фигура в рост
выделяется светлым пятном среди окружающего ее сумрака — как главный
персонаж, несущий в себе силу и свет. В облике девушки — напряжение воли
и мужества: руки Зои связаны за спиной, но грудь гордо вздымается в
попытке освободиться от оков, чувствуется ее сила и упорство в борьбе с
фашистами, убежденность и несгибаемость характера. Контрастом к
динамичной фигуре партизанки являются фигуры допрашивающих ее
фашистов. Они сливаются с землистым темным фоном, стоят спиной или
сидят согнувшись, своими позами выдавая затаенную злобу. Они не могут
сломить волю сильной девушки, несмотря на свою жестокость.
Сильные личности — соль Земли в любые времена. И у каждого времени
свои идеалы.
…30 апреля 1945 г. советские войска штурмом овладели рейхстагом и
водрузили на нем Знамя Победы. Завершение Берлинской операции означало
окончательный разгром фашистской Германии и ее вооруженных сил. 8 мая
1945 г. в Карлсхорсте представители германского верховного командования
подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии. 9 мая война
закончилась…
В первый послевоенный год художник Федор Решетников (автор
известной картины «Опять двойка») вынашивал идею создания полотна, в
котором была бы отражена победа советского народа в Великой
Отечественной войне. Во время войны живописец был военным
корреспондентом, создавал плакаты и агитационные листы с рисунками и
текстами на немецком языке, которые сбрасывались на вражеские позиции.
Чувства тяжести военных лет и радости победы, которые художник испытал,
были воплощены в картине «С победой!» (1947г.).
Герои полотна «С победой!» — колхозники, несущие на плечах воина-победителя,
вернувшегося в родное село. Его несут женщины — словно
благодаря за спасение. В то же время это историческая правда: во время
войны в деревнях и селах остались в основном женщины, старики и дети. Позади
изображено мрачное грозовое небо, навстречу же людям устремлены
яркие, теплые лучи летнего солнца. Это уже не пейзажный мотив, а сама
жизнь: позади — война и лишения, впереди — светлое, радостное будущее.
Сцена полна жизненной убедительности: возвращение солдат в родные
города и села действительно было праздником. Есть в картине и ноты
скорби: слева на первом плане, словно в тени уносящейся грозовой тучи,
изображена женщина с сыном — вдова погибшего. Радость встречи в те дни
сливалась с болью утрат, которым не было числа. Но потери сосчитают
позже… А в те дни радовались все, кто дошел до дня Победы.
Это лишь четыре странички художественной летописи войны, четыре
картины, которые войдут в крупный выставочный проект «60 лет Победе»,
задуманный Иркутским областным художественным музеем. Выставка
посвящается произведениям, миссия которых — мобилизовать народ на
борьбу против врага, вселить веру в победу. История мирового искусства не
знает, пожалуй, более высокой, суровой и ответственной миссии художника.