издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Главный музейщик Сибири

  • Автор: Людмила СНЫТКО, Софья ШЕМЯКИНА

Вся жизнь этого необыкновенного человека была связана с Иркутским художественным музеем. Именно А.Д. Фатьянову обязаны иркутяне тем, что в городе находится один из самых крупных музеев России. Трудами Алексея Дементьевича небольшой провинциальный музей, открывшийся в 1936 году после выделения картинной галереи из состава краеведческого музея, в 1950-е -- 1970-е годы превратился в музей мирового искусства, который часто называют "сибирским Эрмитажем" по разнообразию его коллекций и "сибирской Третьяковкой" -- по особенно ценному собранию отечественного искусства.

К 90-летию со дня рождения Алексея Дементьевича в
филиале музея на ул. Карла Маркса, 23, установлена памятная
доска, был открыт его мемориальный кабинет. Это первый в Иркутске, да и
во всей России, мемориальный кабинет не писателя, не художника, даже не
собирателя-коллекционера (несколько лет назад открыт в
городе кабинет основателя музея В.П. Сукачева в его усадьбе), а
выдающегося музейщика XX века. В небольшом уютном кабинете А.Д.
Фатьянов проработал 23 года до переезда в новое, отвоеванное им здание по улице
Ленина, реконструкция которого под его неусыпным оком продолжалась
несколько лет. Здесь он служил самые трудные три года в качестве
директора и семь лет — в должности старшего научного сотрудника. Это здание и
его прекрасная экспозиция мирового искусства — завещание Алексея
Дементьевича Иркутску.

Он прошел трудный и блестящий жизненный путь: от черемховского
мальчишки, сына сторожа черемховской шахты, школьника,
который подрабатывал рекламой в родном городе, полуголодного студента
Иркутского художественного училища, с 1935 года подсобного рабочего в
музее до выпускника исторического факультета
Иркутского государственного университета, директора музея, видного
культурного и общественного деятеля Иркутска, стоявшего у истоков
Общества охраны памятников и других культурных начинаний города, члена
Всемирного совета музеев, в котором он представлял Сибирский регион.

Прекрасное иркутское собрание складывалось 135 лет — с
первых покупок основателя музея В.П. Сукачева в начале 1870-х годов.
Самый яркий и бурный период формирования иркутской художественной
коллекции связан с именем Алексея Дементьевича Фатьянова, отдавшего
любимому музею 50 лет (с 1935 по 1985 годы), из них 30 лет (с 1948 по 1978) он
был его директором. К концу 1970-х годов собрание насчитывало более 15
тысяч экспонатов.

Алексей Дементьевич был не только выдающимся собирателем,
экспозиционером, историком искусства, но и неутомимым пропагандистом
иркутской коллекции. Он оставил нам в наследство свои замечательные
книги «Иркутский художественный музей», «Судьба сокровищ», «Загадка
старой картины», «Иркутские сокровища», «Владимир Сукачев»,
«Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии»,
многочисленные статьи в журналах и газетах.

С его именем связано появление в 1975 году сибирского филиала
крупнейших в стране Московских реставрационных мастерских имени
И.Э.Грабаря. Филиал обосновался именно в Иркутске, в помещении
художественного музея, благодаря авторитету А.Фатьянова, известного не
только в Сибири, но и в столичных художественных кругах. Слава о
«фатьяновском музее», подкрепленная готовностью иркутских властей взять
на себя ответственность за филиал для Сибирского региона, — все это решило
судьбу филиала, который много лет работал в нашем городе. За эти годы
вырос штат профессиональных художников-реставраторов, которые вышли
из стен Иркутского художественного училища и, пройдя обучение в
мастерских Грабаря, получили высокие квалификации реставраторов. С 1975
по 1978 год иркутский филиал возглавлял Алексей Дементьевич, что не
мешало ему оставаться на посту директора художественного музея. Филиал
успешно обслуживал все музеи от Урала до Тихого океана, возвращая к
жизни произведения искусства. После его закрытия квалифицированные
реставраторы были приняты новым директором Е.С.Зубрий в штат. Так
появилась в музее собственная реставрационная мастерская, что позволило
вплотную заняться огромной музейной коллекцией. С тех пор все новые
экспозиции и выставки из фондов начинают свой путь из реставрационной
мастерской.

Открытая рядом с мемориальным кабинетом А.Фатьянова,
выставка «Экспонируются впервые» (живопись, скульптура,
декоративно-прикладное искусство XVIII — XX веков из фондов музея)
— дань памяти ему, претворение в жизнь его завещания: «Музей просто обязан шире
показывать художников, чьи произведения большей частью хранятся в
запасниках».
В постоянной экспозиции, разместившейся на улице Ленина, 5,
представлено лишь 4% всего собрания, остальные хранятся в запасниках,
время от времени появляясь на выставках. Но по-прежнему есть большая
часть произведений, которые никогда не показывались зрителю в силу
разных причин: недостаточная экспозиционная площадь, проблемы
реставрации и др.

Эта выставка призвана в какой-то степени исправить
несправедливость. Она стала возможной благодаря многолетней
исследовательской работе самого Алексея Дементьевича и научных
сотрудников музея.

Источники поступления произведений самые разнообразные — от
Государственного музейного фонда через Министерство культуры до
подарков «фатьяновскому музею» известных отечественных коллекционеров
и отдельных граждан, болеющих
за сохранность художественных ценностей. Все они благодаря удивительной
коммуникабельности Алексея Дементьевича навсегда становились друзьями
Иркутского музея.

На выставке «Экспонируются впервые» представлена целая
музейная коллекция фарфоровой пластики XIX века знаменитого завода
России — завода Гарднера. Лишь небольшая часть ее экспонировалась ранее.
Выставка дает возможность познакомиться с фарфоровыми
персонажами основных серий завода: «Пасторальные фигуры», «Обнаженная
натура», «Детские сюжеты», «Картинки народной жизни», «Народы России»,
«Литературные персонажи», «Анималистика», «Предметы убранства
интерьера». Всего коллекция фарфоровой пластики завода Гарднера в
собрании музея насчитывает 66 фигур и относится в основном ко второй
половине ХIХ века.

Появление фарфоровой скульптуры в России датируется 50-ми годам
ХVIII века. Первые фигурки — негры, китайцы, герои античности
— изготовлены на Императорском фарфоровом заводе. В 1766 году в
селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии английским
купцом Францем Гарднером был основан фарфоровый завод. На протяжении
всего времени существования он был лучшим частным заводом России,
принимавшим участие во всех промышленных выставках, неоднократно
удостаиваясь золотых и серебряных медалей. Завод Гарднера
ориентировался на более широкие слои населения, в отличие от
императорского завода, и разрабатывал свою тематику. Некоторые формы
его скульптуры еще долго служили образцами для многих фарфоровых
предприятий России. Фарфоровые фигурки очень скоро стали предметом
коллекционирования.

Особое место на выставке занимает небольшая экспозиция «Сибирский
портрет XIX века из коллекции, спасенной А.Д.Фатьяновым».

Иркутский музей является обладателем самой крупной в России
коллекции сибирского портрета. В
нее входят работы, исполненные местными и приезжими
мастерами. В настоящее время часть портретов экспонируется в филиале
сибирского искусства — единственном в России, а также в усадьбе Владимира
Платоновича Сукачева. Многие из музейных портретов репродуцируются в
иркутских изданиях — журналах и монографиях, посвященных истории
Сибири, Иркутска.

Иркутская земля издавна славилась благодарной памятью о людях,
которые служили ей, отдавая все свои силы для ее развития и процветания.
Помня заветы Алексея Дементьевича, музей продолжает его успешную
собирательскую и пропагандистскую политику. В настоящее время
коллекция Иркутского художественного музея насчитывает около 20 тысяч
произведений искусства разных стран и разных времен, в ней представлены
все виды и жанры изобразительного искусства. Это позволяет знакомить
посетителей с историей мирового искусства на хороших подлинниках.

НА СНИМКЕ: Алексей Дементьевич Фатьянов

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры