Перспективы развития благоприятны, если их подкрепить справедливым законодательством
если их подкрепить справедливым законодательством Для того, чтобы рачительно управлять главным достоянием области - лесами, в мае прошлого года постановлением Бориса Говорина был создан комитет по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности администрации губернатора области. В разделе постановления, определяющем функции нового подразделения, названо 44 задачи, которые должен решать комитет: практически все вопросы, связанные с использованием и сохранением лесного комплекса, водных ресурсов и ресурсов животного мира Приангарья.
Рачительное лесопользование
Год — короткий срок. За это время в комитете было создано четыре
отдела: лесных ресурсов и арендных отношений; лесозаготовительной и
перерабатывающей промышленности; по контролю, правовым вопросам и
анализу деятельности организаций лесного комплекса; водных ресурсов и
животного мира. Отделы укомплектованы специалистами. Сейчас их
пятнадцать человек, а буквально на днях на должность председателя
комитета назначен Валерий Викторович Игнатов, имеющий большой
опыт работы в лесопромышленном комплексе.
Комитет занимался не только формированием самого себя. Отделы
начинали работать буквально «с колес». О результатах этой работы
рассказывает начальник отдела лесных ресурсов и арендных отношений
Павел Трибунский. Он исполнял обязанности председателя комитета с
октября прошлого года.
Павел Владимирович убежден, что лесное богатство Иркутской области,
по сравнению со многими другими регионами, не растрачено и имеет
огромный потенциал для развития экономики. Расчетная лесосека по
доступным для эксплуатации лесам составляет 52, 7 млн.куб. м. При этом
в прошлом году лесопользователями всех форм собственности
заготовлено около 21,8 млн. кубов древесины, что составляет лишь 41,3%
от расчетной лесосеки. Несмотря на то, что лесные ресурсы реализуются
не полностью, в 2004 году доход только от использования лесосечного
фонда составил 138,7 млн. рублей, а всего в бюджет области всеми лесо- и
водопользователями перечислено 1010 млн. рублей. Это в 1,6 раза
больше, чем в прошлом году. В эту сумму включены лесные подати,
арендная плата, отчисления за пользование водными ресурсами, а также
неустойки, штрафы и прочие доходы.
Отдельная, но принципиально важная тема — участие в пользовании
лесами населения. Для удовлетворения потребностей жителей области,
сельскохозяйственных организаций, школ, больниц и других бюджетных
учреждений было выделено 1374 тыс. куб.м древесины — всего 7% от
общего объема заготовок.
В управлении лесным хозяйством решающее значение имеет арендная
политика, которую комитет стремился оптимизировать в интересах
области и населения.
По состоянию на 1 января 2005 года, в аренде находится 280 участков
леса на площади 11,5 млн. га с возможным объемом вырубки 24,4 млн.
куб. м. При этом только за 2004 год в аренду передан 121 участок.
Анализ, проведенный комитетом, показал, что лес необходимо передавать
в долгосрочную аренду. Это является гарантией того, что арендатор будет
заботиться о восстановлении леса, охране его от пожаров, будет строить
дороги и вкладывать средства в производственные мощности. Поэтому в
прошлом году 38 участков из 121 (44%) были переданы на конкурсной
основе в аренду на 49 лет.
Предоставление лесосечного фонда в краткосрочное пользование (от года
до пяти лет) целесообразно лишь для нужд муниципальных образований и
сельскохозяйственных организаций. Для того, чтобы упорядочить эту
форму пользования лесами, комитет разработал специальное Положение,
определившее механизм предоставления лесных угодий в краткосрочное
пользование и методы контроля. Этот документ был утвержден
постановлением губернатора области от 11.05.2004г N 284-п.
Поскольку процедура выделения леса для местных потребностей была
этим постановлением значительно изменена, многие заинтересованные
организации и учреждения очень поздно оформили выписку
лесорубочных билетов. В результате фактическая заготовка древесины по
лимитам 2004 года произведена в объеме 580 тыс. куб.м. Это составляет
от 40 до 74% тех объемов, которые были выделены распоряжениями
администрации области.
Приоритетным направлением в работе комитета было воспроизводство
лесов. В 2004 году заключены договоры с 63 лесхозами о проведении
лесовосстановительных работ. На эти цели из областного бюджета
выделено 25 млн. рублей.
Всего в области лесовосстановительные работы были проведены на
площади 60,7 тыс. га. На 8,6 тыс.га высажены лесные культуры, в
основном сосна.
Ключ к успеху — инвестиции
Координируя деятельность ЛПК, комитет исходил из необходимости
привлечения в область инвестиций, в том числе и иностранных, для
создания современного высокотехнологичного лесопромышленного
комплекса, ориентированного на глубокую переработку леса, в том числе
мало востребованных темно-хвойных и мягколиственных пород.
В прошлом году совместно с ведущими институтами лесной отрасли
подготовлено более 20 инвестиционных проектов. Эти проекты были
представлены на обсуждение на «круглом столе» по проблемам
лесопромышленного комплекса на III Байкальском экономическом
форуме. Все они получили одобрение специалистов. Работа над
инвестиционными проектами была продолжена во время шестого
Международного форума «Лесопромышленный комплекс России 21 века»
в Санкт-Петербурге, где приняла участие иркутская делегация.
В 2004 год у были введены новые лесоперерабатывающие мощности
— в Иркутске, Шелехове, Зиме, Братске, Усолье-Сибирском, Усть-
Илимске, а также в Чунском, Нижнеилимском, Казачинско-Ленском
районах, всего на 500 тыс. куб. м пиломатериалов. Создано 2500 рабочих
мест. Прирост объемов пиломатериалов, произведенных в 2004 г., по
сравнению с 2003 г., составил 28%. Растет заработная плата работников
отрасли. Сегодня она составляет в среднем 8480 тыс. руб. В прошедшем
году был, таким образом, сделан хороший задел для ввода еще больших
мощностей.
Подводя итог деятельности лесной промышленности в 2004 году, Павел
Трибунский сообщил, что балансовая прибыль предприятий составила
1201,6 млн. рублей, убытки — 1509, 2 млн. руб. Много еще в области
убыточных предприятий — 54%. С прибылью сработал 41% предприятий,
еле свели концы с концами — 5%.
Оценивая перспективы работы подразделения в текущем году, Павел
Владимирович проявил осторожность. В связи с тем, что в лесном
законодательстве России произошли серьезные изменения, готовится
новое положение о комитете, с новыми функциями и новыми задачами.
«Москва бьет с носка»
Старинная поговорка оказалась удивительно актуальной 1 января 2005
года, когда вступил в силу федеральный закон N 199-фз, принятый
29.12.04. Субъекты РФ были лишены практически всех полномочий в
области использования лесных и водных ресурсов.
Впрочем, 199 закон — лишь «цветочки» предстоящей лесной реформы.
Серьезное беспокойство всех работников лесного хозяйства,
руководителей ЛПК и руководства области вызывает проект нового
Лесного кодекса, который в апреле выносится на рассмотрение
Государственной Думы.
По мнению работников комитета, неоднократно выступавших по этому
поводу, кодекс антисоциален и антиконституционен. Ведь Конституция
гарантирует совместное лесопользование и соблюдение интересов
регионов, а новый кодекс лишает население права пользоваться лесом на
собственной территории.
Большинство лесных регионов России дали отрицательный отзыв по
проекту кодекса, лишающего регионы права распоряжаться природными
ресурсами, управлять ими и получать с них налоги. Все эти полномочия
передаются федеральному центру.
И хотя кодекс пока не принят, в соответствии с действующим 199 законом
многие прежние функции субъектов уже перечеркнуты. Зато введена
полная ответственность за организацию тушения лесных пожаров.
Лесные угодья поделены способом, который был изобретен лисой
Алисой: 66 млн.га лесного фонда отошли в распоряжение федерального
центра, зато 1,5 млн. га так называемых «бывших лесов
сельхозорганизаций» малопродуктивного леса передано в управление
области.
Но главное «достижение» нового кодекса состоит, по словам
Трибунского, в том, что лес будет выставляться на продажу на аукционах.
Очевидно, что сибирские организации и предприятия физически не
смогут тягаться с толстосумами из Москвы. При этом арендатор получает
лес в полное распоряжение, в том числе и для охоты. У нас же
охотничьими угодьями распоряжаются охотничьи общества. Здесь тоже
возникают предпосылки для конфликтов.
Сдаваться без борьбы сибирские регионы не собираются. Все они
подготовили свои предложения в правительство. Депутаты
Государственной Думы от Иркутской области настроены против принятия
проекта Лесного кодекса в предложенной редакции. Но, кроме
парламентариев, представляющих лесные территории, в Думе много
депутатов из нелесных областей. Их интересы сибиряков беспокоят мало.
И здесь большую опасность представляют мощные интегрированные
лесные структуры, которые лоббируют свои интересы в Думе.
Однако, при всей значимости для настоящего и будущего Приангарья
взаимоотношений с федеральным центром есть вопросы, которые
беспокоят практически каждого жителя области
Неудобные вопросы
Таких вопросов оказалось три: деятельность «лесной милиции»,
ликвидация последствий прошлогоднего урагана и готовность области к
неминуемым весенне-летним пожарам.
Воровство леса на территории области — вопрос болезненный.
Болезненный вдвойне из-за прорех в законодательстве. Не от хорошей
жизни постановлением губернатора от 17 сентября 2003г. было принято
решение о создании «лесной милиции», штатная численность которой
составляет 100 человек. Курирует деятельность этого подразделения один
из отделов комитета. Отчет о его деятельности был представлен на
заседании административного комитета при губернаторе области.
И хотя говорить о крупных достижениях лесной милиции рано (мало
опыта, незначительная численность) деятельность нового подразделения
ГУВД признана важной и необходимой. Определен ряд мер, которые
должны повысить эффективность подразделения лесной милиции:
усилить взаимодействие с главами муниципальных образований и
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования по Иркутской области; отчитаться в СМИ о работе
«лесной милиции» за 2004 год; создать схему общественного контроля
для защиты интересов местного населения в вопросах лесопользования и
др. Решение всех этих задач будет координироваться комитетом.
Павел Владимирович согласился с тем, что последствия урагана, который
прошел по территории области 16 июля 2004 года, до сих пор не в полной
мере ликвидированы. Погибли и повреждены леса более 10 лесхозов на
площади свыше 40 000 га с запасом древесины 1 558 000 куб. м. Наиболее
пострадали Иркутский, Усольский, Заларинский и Ольхонский районы.
2 августа 2004 г. по распоряжению губернатора была создана рабочая
группа с участием всех заинтересованных и ответственных структур. На
нее легла ответственность по ликвидации последствий урагана и
предотвращению угрозы лесных пожаров в 2005г. Заседания группы
проводятся еженедельно. Были предприняты меры, которые позволили
расчистить большую часть пострадавшей территории. Там, где работают
мощные лесхозы, есть дороги и налажен доступ техники к пострадавшим
участкам, лесовал расчищен. Однако в Ольхонском, Заларинском и
Усольском районах нет ни сильных лесозаготовителей, ни дорог, а
возможности местных администраций ограничены. Лесозаготовители
интереса к этим участкам не проявляют в силу высокой затратности и
низкого качества древесины. На одном из заседаний рабочей группы было
принято решение о привлечении иностранных компаний. Согласие на
разработку ветровала дала Харбинская научно-техническая торговая
компания «Сингуан». И хотя работа по согласованию и решению визовых
вопросов началась еще осенью, она не закончена по сей день —
федеральные службы не спешат. А спешить необходимо — вот-вот начнутся
пожары.
Москва пообещала выделить на тушение лесных пожаров средства из
федерального бюджета в сумме 29,9 млн. рублей при потребности в 204
млн. рублей.
И хотя федеральный центр не выделил пока на противопожарные
мероприятия ни копейки, руководство области готовится к борьбе с
огненной стихией. Ведь Читинская область уже горит…
Павел Трибунский объяснил, что в отличие от прошлого года прогноз на
весну 2005 г. неблагоприятный: мало снега, ранняя теплая весна,
ветровал, высокий прошлогодний травостой.
Обстановка тревожная. Поэтому 17 марта комитет провел областное
совещание по подготовке к пожароопасному периоду. На него были
приглашены руководители муниципальных образований, лесхозов,
пожарные, лесопользователи, федеральные структуры. Сейчас проводятся
районные совещания под руководством глав местного самоуправления.
Заключено соглашение о взаимодействии Иркутской области с
Федеральным агентством лесного хозяйства, другими федеральными
структурами. Идет плановая подготовка всех объектов, расчищаются
дороги.
Несколько успокаивает то, что топливо для самолетов пока есть. Комитет
обратился к губернатору, и на топливо будет выделено из резервного
фонда области еще 18 млн. рублей.
В проблеме лесных пожаров есть обстоятельство, на которое Павел
Владимирович обратил внимание. Леса, которые находятся в
долгосрочном пользовании у крупных лесозаготовителей, от пожаров
страдают мало. Арендаторы заинтересованы в сохранности леса — берегут
его, охраняют, оперативно тушат. Но лишь пятая часть иркутских лесов
находится в аренде.
Большие пожары происходят в основном в малодоступных
непродуктивных зонах, а также на территориях, закрепленных за малыми
народностями.
Заканчивая беседу, Павел Трибунский проявил оптимизм:
— В Иркутской области есть все условия для развития лесной отрасли.
Если их подкрепить справедливым законодательством, учитывающим
интересы региона и местного населения, перспективы экономического
роста оказываются весьма благоприятными.