Восточный курс
Китайские планы железнодорожников могут скорректировать нефтяники В минувший четверг начальник Иркутского отделения ВСЖД Александр Семенов ознакомил журналистов с планами ОАО "Российские железные дороги", связанными с увеличением отгрузки нефти в Китай железнодорожным транспортом. РЖД собирается уже в текущем году без малого в два раза увеличить перевозки сырой нефти в КНР -- с 5,7 млн. тонн до 10 млн., в связи с чем наращивается пропускная способность нефтеналивных станций Транссиба. Однако нефтяники считают, что для реализации столь масштабных планов этого недостаточно. Необходимо строительство новых мощностей по переливу нефти из магистрального трубопровода в железнодорожные цистерны.
На ВСЖД ссылаются на план действий по реализации договора о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем,
подписанного 14 октября 2004 года президентом Владимиром Путиным и
председателем КНР Ху Цзиньтао. Этим документом предусмотрены поставки
нефти в Китай в объеме не 10 млн. тонн в 2005 году, а не менее 15 млн. тонн с 2006 года. Как утверждают железнодорожники, их смогут
обеспечить три российские нефтяные компании, с которыми у ВСЖД заключены
соглашения. ЮКОС и
ЛУКойл в нынешнем году отгрузят на экспорт по 3 млн. тонн нефти, Роснефть — 4 млн. тонн. В
2006 году Роснефть планирует увеличить поставки нефти в Китай до 9 млн.
тонн.
В рамках проекта увеличения экспорта нефти в Китай под финансирование
попал ремонт земляного полотна на участке Иркутск—Петровский Завод. Эти работы
оценены в 3,2 млрд. рублей, 2,6 млрд. из которых планируется направить на
укрепление берега в районе озера Байкал.
Непосредственно в хозяйстве Александра Семенова, в Иркутском отделении
ВСЖД, для обеспечения возрастающих перевозок нефти идет модернизация
станции Суховская вблизи Ангарска. В течение года там, по его словам, будут
проведены работы на 300 млн. рублей. Предполагается, что в связи с
обновлением станции объемы погрузки нефти на ней возрастут в два раза. 5
апреля был завершен первый этап реконструкции Суховской. Для отправки
нефтяных грузов открыто четыре новых железнодорожных пути.
В результате комплексной реконструкции возможность транспортировки нефти
на восточном направлении увеличится к 2010 году до 38 млн. тонн в год. Надо
сказать, что еще в 2003 году они не превышали 12,5 млн. тонн. Основные
поставки велись на ОАО «Комсомольский НПЗ», принадлежащий ОАО
«Роснефть», и ОАО «Хабаровский НПЗ», а также в порт Ванино на обеспечение
северного завоза и для нужд флота.
Железная дорога является единственной транспортной артерией, позволяющей
вывозить нефть в восточном направлении. В районе станций ВСЖД Суховская и
Зуй, в нескольких километрах от Ангарска, находится конечная точка
магистрального нефтепровода АК «Транснефть». Здесь происходит перекачка
нефти из трубы в цистерны. Нефтеналив ведется на специальных эстакадах.
Одна из них находится на территории промплощадки Ангарской нефтехимической
компании, принадлежащей компании ЮКОС, вторая является собственностью
Роснефти и расположена в районе поселка Мегет.
В январе во время поездки в Иркутск первого вице-президента ОАО «РЖД»
Хасяна Зябирова и вице-президента Роснефти Юрия Матвеева руководству
АНХК предлагали увеличить месячный объем нефтеналива до 800 тыс. тонн.
Однако на предприятии сообщили, что максимальный объем нефти, который
может быть перекачан с эстакады, составляет около 7 млн. тонн в год.
«Ежемесячно мы можем переливать в цистерны от 600 до 650 тыс. тонн сырой
нефти», — рассказала руководитель пресс-службы предприятия Светлана
Батутене. Она подчеркнула, что финансовые ресурсы компании позволяют лишь
«под этот объем обеспечить компенсационные мероприятия, связанные с
безопасностью налива, в том числе и экологической».
В настоящее время весь экспортный нефтяной поток идет через налив на
площадке в Ангарске, пояснил руководитель пресс-службы ОАО «Роснефть»
Владимир Воевода, и, «естественно их мощностей недостаточно». По его словам,
Роснефть рассматривает возможность финансирования строительства новых
наливных мощностей. Рассматривается пять площадок, где они могут быть
размещены. В их числе станции Суховская, Зуй в Иркутской области и Уяр в
Красноярском крае.
Владимир Воевода пока воздержался назвать сумму возможных
инвестиций в железнодорожный проект, а решение о выборе
пункта отгрузки нефти связал с принятием новых тарифов Транснефти.
В свою очередь вице-президент ОАО «Транснефть» Сергей Григорьев отметил,
что компания не имеет ничего против новых нефтяных эстакад, но сама пока
строить не собирается. «Почему бы этим не заняться
железнодорожникам? — сказал он. — ЛУКойл и Роснефть обращались к нам с
просьбой увеличить прокачку нефти по трубопроводу, и мы готовы рассмотреть
эту возможность, но тогда необходимо включить в тариф для нефтяных
компаний затраты на новые насосные станции и другие объекты и уже за счет
инвестиционной составляющей вести строительство».
По мнению аналитика компании «БрокерКредитСервис» Александра Воронова,
рассчитывать на активные инвестиции со стороны нефтяников в проект
РЖД не стоит. У Роснефти не так хорошо с
деньгами из-за обязательств по покупке принадлежавшего ранее ЮКОСу
Юганскнефтегаза, к тому же компания всегда имела серьезную долговую
нагрузку, уточнил он. ЛУКойл «смотрит на восток из политических целей». У
компании все месторождения расположены на западе и вложения в «восточном
направлении» малоэффективны, считает наш собеседник. ЮКОСу, чьи
нефтяные активы в результате атаки налоговиков серьезно оскудели, планы
железной дороги вовсе малоинтересны.
Александр Воронов не исключает, что в связи с дефицитом мощностей по
нефтеналиву обязательства по перевозке нефти в Китай не будут выполнены
полностью. С ним согласен Дмитрий Мангилев из ИГ «Проспект», который
допускает, что договоренности с китайцами будут пересмотрены, поскольку
строительство недостающих мощностей по наливу может занять до года. В
конечном счете участники проекта должны договориться о совместном
финансировании, считает Дмитрий Мангилев. По его мнению, в качестве
инвестиций могут привлечь и китайский капитал.