издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Корейский кризис

  • Автор: Р. САВЕЛЬЕВ, Институт Дальнего Востока РАН

В феврале 2005 года, когда Северная Корея в очередной раз заявила о наличии у себя ядерной программы, стало ясно, что выход КНДР из шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме (СЯП) поставил все заинтересованные страны в тупик, и прежде всего саму КНДР. Руководитель Северной Кореи Ким Чен Ир уже давно задается вопросом о проведении в стране преобразований, которые позволят выйти стране из затяжного экономического кризиса. Уклонившись от дальнейших переговоров, Пхеньян, в первую очередь, осложнил свои взаимоотношения с Пекином, который много сделал для того, чтобы были начаты встречи в шестистороннем формате, и на долю которого приходится до 60% гуманитарной помощи для северян.

Этим сразу же воспользовались США, направив в середине марта в
Пекин К.Райс. Американский госсекретарь в жесткой форме требовала от
КНР сократить объем гуманитарной помощи для Северной Кореи, связывая
это с отказом Пхеньяна от продолжения конструктивного диалога в рамках
СЯП. Со своей стороны, американцы в очередной раз пригрозили КНДР
экономическими и политическим санкциями, вплоть до вынесения вопроса в
СБ ООН. Однако, историческая практика не раз показывала, что, чем сильнее
неприкрытое давление извне, тем сильнее замыкаются и упрямятся
северокорейцы.

Видимые ухудшения взаимоотношений с США могут принести КНДР
некоторые политические дивиденды. Об этом, в частности, свидетельствует
мартовское соглашение МИД Южной Кореи и Японии о совместных
действиях по организации и возобновлению очередного раунда переговоров
по СЯП. Важность такого диалога с Пхеньяном для Токио и Сеула очевидна,
поскольку упомянутое соглашение было заключено на фоне обострения
японо-корейских разногласий по поводу принадлежности спорных островов
Токто и Цусима. В этом контексте представляется существенным заявление
госсекретаря США К.Райс о готовности США предоставить гарантии
безопасности КНДР для продолжения переговоров в обмен на закрытие
Пхеньяном всех ядерных программ.

Такой подход свидетельствует о стремлении Вашингтона как можно
скорее добиться успехов на корейском направлении, чтобы сосредоточиться
на решении проблем, связанных с Ираком и Ираном.
При этом в Пхеньяне пытаются извлечь максимальную выгоду из
сложившейся ситуации, шантажируя других участников переговорного
процесса. Видимо, поэтому ведущая северокорейская газета «Минчжу
Чосон» декларировала нежелательность участия Японии в следующем
раунде переговоров.

В этих условиях существенно возрастает роль Пекина, который, в
отличие от других участников диалога, обладает дополнительными рычагами
влияния на Пхеньян в виде поставок гуманитарной помощи. В который уже
раз США стремятся добиться от Пекина сокращения ее объемов, чтобы
вынудить Северную Корею вернуться за стол переговоров. Предвидя
возможное осложнение отношений с КНР и стремясь минимизировать его
негативные последствия, руководство КНДР 22 марта с.г. направило с
официальным визитом в Пекин главу северокорейского правительства Пак
Пон Чжу.

Таким образом, нельзя исключать, что на каком-то этапе Ким Чен Ир
предпримет шаги по возобновлению переговоров по СЯП, очередной раунд
которых может состояться и в текущем году. При этом руководство КНДР
постарается извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации. По
всей вероятности, определенный прорыв в решении СЯП может произойти в
мае на праздновании юбилея Победы в Москве, где планируется встреча
российского президента с руководителями стран, участвующих в
переговорах.

После долгих колебаний Ким Чен Ир, судя по всему, может
решить воспользоваться ситуацией и приехать в Россию в целях решения
своих проблем с США, вне официальных переговоров по СЯП.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры