Возвращение классика
В Иркутске появится Дом Александра Вампилова Пресс-конференция, необычно многолюдная даже для такой известной общественной организации, как фонд Александра Вампилова, состоялась в Иркутске. Необычным было и место встречи руководителей фонда с журналистами: в подвале старого строения на улице Б. Хмельницкого, 3б (вход под арку).
Запомните этот адрес. Теперь он принадлежит Дому
Вампилова. И дату стоит запомнить, когда здесь должны
принять первых посетителей: 17 августа 2007 года —
в очередную годовщину гибели драматурга, которому 19
августа 2007 года исполнится 70 лет со дня
рождения.
Не рядовое событие для культуры Приангарья.
Город передает на четверть века в
безвозмездное пользование общественной организации
здание в самом центре Иркутска. Радость, да еще
какая! Взволнованы театральные и литературные круги,
перезваниваются, делясь новостью, поклонники
творчества Вампилова, чье имя резонирует уже по всему
миру, чьи произведения ставятся в разных странах и на
разных языках.
А все-таки есть некая мистика в иных совпадениях, в
странной перекличке цифр и дат.
Тридцать лет и три года лежал на печи Илья Муромец.
«В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря…»
Тридцать три года будет нынче со дня трагедии на
Байкале. Вот какой промежуток времени потребовался
для обретения достойного пристанища наследию великого
земляка.
Правильно подметил Виталий Венгер, почетными регалиями
которого иркутяне тоже вправе гордиться, что как при
жизни мучительным был путь к сцене творений
Александра Вампилова, так и после внезапного обрыва
земной его судьбы отголоски пережитых трудностей идут
за ним по пятам:
— Какая-то есть проклятость: почему, отчего на
родине Александра Валентиновича, на улицах и площадях
Иркутска, где мы вместе топтались и до сих пор топчем
землю, а он уже нет, кто-то против увековечения его
памяти? Я когда говорю об этом, голос начинает
дрожать. Потому что мы дружили, по ночам пили водку,
слушали гитары, пели песни и за девушками ухлестывали
по ул. Карла Маркса… И когда мы в Саратове на гастролях
узнали о его гибели, там со многими просто была
истерика. Сообщили нам о случившемся за 15 минут до
открытия занавеса, нарушив неписаное правило беречь
актеров перед спектаклем от всяких стрессов
возможных. А предстояло-то как раз играть его комедию
«Прощание в июне». Мы вынуждены были объявить
зрителям, что произошло. В зале обвал, абсолютная
тишина. И потребовалось еще четверть часа, пока
артисты пришли в себя…
Собственно, причин обижаться за Вампилова вроде нет.
Его имя носит Иркутский театр юного зрителя, есть
улица его имени, установлен памятник драматургу, а на
малой родине, в Култуке, создан его музей. Наконец,
фонд Вампилова, — поставивший себе задачу, по словам его
председателя Виталия Венгера, чтобы имя великого
земляка жило с нами и среди нас постоянно, —
делал для этого все возможное, ютясь в тесной
комнатке со всеми бесценными реликвиями и
экспонатами, в том числе из-за рубежа, степень
подлинности которых достигает невероятно высоких 80
процентов при обычных для музеев 10-20 процентах.
Разве мало сделано для увековечения памяти этого
человека?
Ответьте на вопрос сами, если знаете, что все это
осуществлено скорее не благодаря, а вопреки.
Деликатный момент, который нельзя обойти, заключается
в простом факте. О нем Виталий Венгер поведал с присущим
ему юмором, огласив на пресс-конференции кликуху —
«Бульдозер», которую сам же и дал исполнительному
директору фонда Вампилова Галине Солуяновой за то,
что вот уже девятый год она подвижнически добывает
средства для жизнедеятельности фонда. Сказать честно,
ее энтузиазмом он и жив. Вампилов, можно
утверждать, воительницу за свои интересы выбрал под
стать себе по молчаливому упорству и
целеустремленности. Нет, кажется, такой двери,
которая не открылась бы перед Галиной Анатольевной,
взвалившей на свои плечи ношу
хозяйственно-финансовых забот. Все эти годы
каким-то чудом, не имея ни копейки бюджетных
средств, она обеспечивала результативное функционирование
ею же, по сути, созданной некоммерческой
общественной организации.
Галина Солуянова, будучи человеком
скромного благородства, может быть, по неведению
заподозрена кем-то в излишнем «ячестве», когда
повествует о деталях и нюансах того, как именно
удалось пробить и воплотить идею-мечту о Доме
Вампилова. Между тем она просто единственный в
Приангарье и за его пределами человек, который живет
Вампиловым 24 часа в сутки. И уже не один год.
Вот почему ее эмоциональный рассказ был подчинен
одному: как при посредничестве СМИ привлечь
спонсоров, меценатов, благотворителей, а еще лучше —
всех жителей города, где драматург учился и творил,
чтобы быстро собрать 10 миллионов рублей, необходимых
для реконструкции здания площадью 229,5 кв. м. Оно
считается флигелем опекаемой Центром сохранения
наследия в качестве памятника архитектуры усадьбы
Юзефовичей, построенной в 1911 г.
То, что предстало глазам журналистов, готовых
разделить с устроителями пресс-конференции их
приподнятое настроение, можно было назвать
радостью «со слезами пополам». В цокольном помещении
на полу громоздятся коробки с запакованными
экспонатами, которые могут, не дай бог, пострадать от
сырости и холода подвала. Посреди — письменный стол,
за которым работал дома Александр Вампилов, и
старенькое кожаное кресло из «Советской молодежи», в
котором он сиживал, переданное фонду одним из его
учредителей. Угол подвала приютил целое
семейство комнатных цветов, хиреющих в горшках из-за
вредной для них атмосферы. Ну, а первый этаж мог бы
послужить естественными декорациями для съемок фильма
о последствиях бомбежки: груды штукатурки, ржавая
арматура, узлы оборванных проводов.
Честно говоря, нелегко в таком антураже представить
то, о чем вдохновенно повествовала Галина Солуянова,
делясь с присутствующими своими планами устройства
будущих хором в этих ободранных неотапливаемых
стенах, лишенных пока каких-либо коммуникаций, за
исключением света в подвале. Водопровод, канализация,
телефон — все только предстоит провести. Замыслены
здесь музей, литературно-театральный салон,
библиотека, внизу — архив. И штат сотрудников, с
обязанностями которых Галина Анатольевна по сей день
все эти годы вынуждена была справляться практически одна.
— Признаться, я уже несколько лет подсматриваю себе
замену. Может, у меня завышенные требования к людям,
но, к сожалению, пока такой же сумасшедшей, как
сама, не нашла. Этим надо просто гореть. Здесь выгоды
никакой, денег никаких, только идея, только
гражданская позиция, потому что не могу иначе.
К месту цитата из «Алисы в стране чудес»: «План, что
и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше
не придумаешь. Недостаток у него был только один:
было совсем неизвестно, как привести его в
исполнение».
Удивительно и еще одно признание:
— Я себе дала установку — выдержать вот сейчас два
года самых трудных. Мне безумно страшно. Минутами
кажется, я никогда эти десять миллионов не найду. А
их не просто надо найти, их надо в кратчайшие сроки
реализовать, чтобы к маю 2007 года уже вдохнуть в эти
стены жизнь и до августа успеть выстроить экспозицию.
Мне бы очень хотелось, чтобы в городе появился новый,
интеллигентный очаг культуры — Дом Вампилова. Это та
фигура, та личность, вокруг которой объединяются
добрые люди.