На страже небесной гавани
К 80-летию образования ФГУП "Аэропорт Иркутск" Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 25 сентября 1933 года в Главном управлении гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) была образована военизированная охрана (ВОХР). На основании этого постановления и указания ГУ ГВФ в середине 30-х годов был создан иркутский отряд ВОХР N 16, преемником которого является сегодняшняя служба охраны аэропорта.
В настоящее время — это одно из основных структурных подразделений
авиационного предприятия. За прошедшие годы служба подвергалась преобразованиям,
совершенствовалась. Среди основных задач специальной военизированной организации —
охрана самолетов, а также сооружений и других объектов в подразделениях;
осуществление пожарно-профилактической работы и надзора за противопожарной
безопасностью объектов; обучение и руководство добровольными пожарными
дружинами из числа работников ГВФ. С поставленными задачами коллектив отряда
ВОХР N16, а затем отряда N6129, успешно справлялся. Центральный отдел ВОХР входил
в Управление обороны ГУ ГВФ. Недаром говорили: «ВОХР — родная сестра Красной
Армии».
В конце 1937 года коллектив отряда охранял более 30 объектов, на командно-
руководящих должностях были: вр.и.о. командира отряда В.Н.Шаратских, политрук
П.Ф.Зайцев, начальник штаба Е.А.Головин, начальник стрелковой части В.И.Розмахов,
командир стрелкового взвода М.Г.Репин, начальник ВПК А.Ф.Иванов, начальник
хозчасти В.Г.Пашин, старшина отряда Ф.М.Горячий, зав.бюро пропусков Е.Я.Елисеев,
бухгалтер Е.И.Лесниковская и др. В штате отряда был даже дрессировщик собак.
Мирный труд советского народа был прерван войной. Большинство работников
отряда ушли на фронт, среди них С.Ф.Ковальчук, М.С.Лямин, В.К.Никулин,
И.Ф.Патрикеев и многие другие. На место ушедших в армию назначались
демобилизованные по состоянию здоровья воины Красной Армии.
С началом Великой Отечественной войны весь личный состав военизированной
охраны перешел на военное положение. Бойцы понимали, что тыл — опора фронта, надо
отдать все силы ради победы над фашизмом.
Отряда ВОХР не только охранял авиатехнику и объекты, но и внес значительный
вклад в патриотическое движение иркутских авиаторов — сбор средств на покупку боевой
техники для фронта. Так, 5 февраля 1943 года личный состав отряда внес 24 386 рублей на
покупку самолетов авиаэскадрильи «25 лет Красной Армии». Во время войны
самоотверженно несли службу командиры отряда ВОХР N 6129 В.Н.Салий,
Р.В.Шитик, политрук А.Д.Медведев, начальник штаба И.Т.Котощук, начальники КПП
В.Ф.Беляев, А.К.Артеменко, вахтеры Г.Ф.Димов, М.Я.Полканов, А.В.Горлина,
Н.А.Аникина, инструктор пожарной профилактики Ф.Ф.Шарашкин, начальник взвода
М.И.Шманев, повар Шаманская, портниха П.П.Мануйлова и многие другие.
Закончилась война, многого не хватало, но у людей был духовный подъем. Бойцы
отряда той поры и трудились, и умели организовать свой досуг. Вспоминает ветеран
аэропорта Л.Г.Портнягина: «В июне 1945 года в Восточно-Сибирском управлении
гражданской авиации проводились спортивные соревнования. Отряд ВОХР выставил
женскую волейбольную команду, которую авиаторы ласково называли «родной сестрой
ГВФ».
В клубе аэропорта (сейчас — музей истории предприятия) проводились культурно-
массовые мероприятия: организовывались танцы под баян, шли кинофильмы, читались
лекции. Заместитель командира отряда по политчасти Д.Ф.Чернов, воевавший на
Восточном фронте, вдохновенно читал стихи Пушкина, Лермонтова, Твардовского.
Чернов отдал гражданской авиации 48 лет, за годы службы к боевым наградам
прибавились медаль «Ветеран труда» и знак «Отличник Аэрофлота».
После войны доблестно трудились командиры отряда В.Н.Шаратских,
П.А.Сентюрин, П.В.Храпкин, Ю.М.Майорович; зам.начальника отряда Г.Г.Баранов;
начальники штаба Н.Н.Куратник, В.И.Погорелов; командиры взводов С.М.Макушев,
Г.Ф.Макушев, В.К.Никулин; командир отделения А.Е.Немытченко, ст.инструкторы
А.М.Звонарев, Н.Д.Новопашин, стрелки-пожарные В.Ф.Артюхов, Ф.В.Горобец,
И.И.Маращак, А.М.Реутов, начальник пожарной команды Е.А. Толстых, повар Т.С.Усова,
секретарь-машинистка Е.Т.Чернова, ст.бухгалтер К.А.Трифонова и многие другие.
Со временем совершенствовалась пожарная техника, стрелковое вооружение,
технические средства. Повысилась надежность охраны, возросла оперативность в
принятии мер к нарушителям пропускного и внутриобъектового режима.
Заметный вклад в улучшение работы отряда ВОХР внесли начальники
А.И.Неволодский, Ю.В.Зыков, зам.командира объединенного отряда по режиму
Г.В.Александров. Большое внимание отряду охраны уделяли командиры — Объединенного
отряда В.Е.Сыроватский, В.Н.Коваленко. Более 13 лет руководил отрядом В.Г.Повтарев,
подполковник запаса, награжденный в мирное время орденом Красной Звезды, знаками
«Почетный работник МВД», «Отличник Аэрофлота». Он
был инициатором строительства служебного здания,
КПП, сторожевых вышек, что значительно повысило качество несения постовой службы.
Был требователен, но справедлив и внимателен к людям, и сотрудники его уважали.
Можно привести множество примеров доблестной служебной деятельности. Вот
несколько из них. Стрелок-пожарный В.Н. Зыбин при несении службы на складе ГСМ
заметил над капотом бензовоза дым. Он сбросил капот, потушил возгорание и
предотвратил большой пожар на огнеопасном объекте. Стрелок Т.А. Анегденко
обнаружил перелезающих через забор двоих неизвестных. Они пытались проникнуть в
самолет ТУ-154. Т.А.Анегденко предпринял грамотные, решительные действия с
применением огнестрельного оружия и задержал нарушителей. Постовой И.М.Жук
заметил в ночное время на складе непонятное движение людей. В результате
оперативного принятия мер постовым и помощником начальника караула
С.А.Добрыниным удалось предотвратить хищение имущества.
Совсем скоро мы будем отмечать великий праздник — День Победы. Многие бойцы
отряда участвовали в боевых сражениях. О некоторых бойцах хочется рассказать.
Рядовой А.Т.Желдак в войне с Японией за храбрость при штурме Хунчуньского
укрепрайона в Маньчжурии награжден медалью «За боевые заслуги», а за
интернациональную помощь — медалью «За освобождение Кореи». Но самой высокой
наградой Александр Тимофеевич считает Благодарность от имени Верховного
Главнокомандующего.
Гвардии старший сержант Н.А.Кубарев храбро воевал в боях за Москву,
Сталинград, прошел боевой путь до Балтики, был ранен. За мужество и отвагу
награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», имеет еще
четыре боевые медали и 10 Благодарностей от имени Верховного Главнокомандующего, а
в мирное время награжден медалью «Ветеран труда».
Рядовой С.М.Макушев сражался с фашистами первые два года, был ранен, а затем
добросовестно нес службу в отряде охраны. Награжден медалью «За победу над
Германией», а за длительный добросовестный труд награжден медалью «Ветеран
труда», знаком «Отличник Аэрофлота».
П.И.Подкорытов в гражданской авиации работал 33 года, он участник войны с
Японией, служил в Монголии, имеет пять правительственных медалей.
Долгое время ветеран войны трудился в АТБ аэропорта, затем — в охране.
Рядовой И.Д.Петухов за храбрость в боях награжден медалями
«За отвагу», «За боевые заслуги». Он, как и многие участники войны, скромный,
добросовестный человек.
В отряде также работали участники войны В.Ф.Артюхов, В.Д.Корягина,
Г.Я.Кудрин, И.И.Сосна, Г.А.Широколобов и многие другие.
Готовя этот материал, я побывал в службе охраны. Идеальная чистота в
подъезде, на лестничной площадке много цветов. На втором этаже расположены
служебные кабинеты, комнаты бытового комплекса, учебный класс. В кабинетах тепло,
светло, в учебном классе среди множества цветов есть даже плодоносящие лимоны. За
цветами любовно ухаживает Зоя Михайловна Митина — старшина службы. В помещении
уют и порядок. Согласитесь, в такой обстановке приятно работать, отдыхать,
ощущаешь себя почти как дома. Особое внимание привлек электрифицированный макет
аэропорта. На нем, как на ладони, видно все, что расположено на территории. Идея
создания такого макета принадлежит А.В.Сторожеву, а воплотили эту идею в жизнь
местные умельцы А.А.Минин, И.В. Труфанов, В.П.Марков. Макет со всеми элементами
аэропорта — единственный на весь Восточно-Сибирский регион. В учебном классе
имеются более детальные макеты некоторых ответственных и важных постов, на
которых проходит обучение личный состав службы, отрабатываются задачи по
охране аэропорта. В разговоре с руководителями проскальзывает военная терминология, и
это не случайно, ибо многие сотрудники — бывшие военные, отставники-офицеры
командного состава. Это люди дисциплинированные, обладающие высоким чувством
ответственности за порученное дело.
В 1999 году начальником отряда назначается А.В.Сторожев — подполковник
запаса, отдавший большую часть своей службы в армии ракетным войскам
стратегического назначения. Награжден шестью правительственными наградами, в том
числе медалью «За отличие в воинской службе» 1-й степени. В аэропорту работает с 1996
года, освоил новую специальность. На
столе в кабинете стоит небольшой бюст русского полководца, генералиссимуса
Александра Васильевича Суворова. Я спросил, почему бюст именно
Суворова? «Мы с ним тезки, — говорит А.В.Сторожев. — А когда я с мальчишками пос.
Хапчеранга Читинской области, расположенном в приграничной полосе с Монголией,
играл в войну, то непременно хотел быть Суворовым. Он стал моим кумиром. В вузе, на
военной кафедре, всерьез изучил его работу «Наука побеждать».
С тех пор суворовские принципы управления, общения с людьми стали для меня руководством к действию». В
разговоре я услышал армейское слово «маневр». Видимо, начальник службы крепко
запомнил афоризм полководца: «Каждый воин должен помнить свой маневр». Думаю,
если охрану возглавляет грамотный, справедливый офицер, да еще и по фамилии
Сторожев, дела в службе охраны идут хорошо.
В.М. Усов, заместитель начальника службы охраны, майор запаса, бывший
старший бортовой техник самолета АН-12, работает в охране аэропорта более 20 лет,
грамотно и квалифицированно организует и проводит учебу с личным составом,
осуществляет контроль несения службы работниками.
Ю.А.Соколов, инструктор патрульной службы, подполковник запаса,
обеспечивает патрулирование на территории аэропорта. Проводит большую работу по
патриотическому воспитанию в коллективе, активно участвовал в подготовке материалов
по истории службы для книги к 80-летию аэропорта Иркутск.
Большой вклад в повышение авиационной безопасности на территории аэропорта вносит
заместитель генерального директора по режиму и авиационной безопасности
А.Г.Анчугин.
Постоянно в поле зрения генерального директора ФГУП «Аэропорт Иркутск»
Алексея Ивановича Куликова находится этот непростой участок. Алексей
Иванович частенько бывает в коллективе службы, делает все возможное для улучшения
бытовых условий и материального обеспечения работников.
В последние годы руководство предприятия, командование охраны усиливает
пропускной и внутриобъектовый режим. На сегодняшний день под охраной находится
236 объектов.
В коллективе отряда работали ветераны труда, которые охотно передавали свой
опыт молодым, среди них: А.Т.Горбачева, М.А.Коблина, С.Н.Расторгуев, В.Е.Пензина,
Е.И.Тищенко, А.И.Фатьянова, С.М.Чехович…
В настоящее время продолжают образцово трудиться ветераны отряда В.А.Бойко,
Б.С.Бройдо, В.Г.Голованов, Р.Гарипов, С.А.Добрынин, С.М.Дробышев, А.А.Ерчук,
А.М.Иванов, В.О.Козин, В.В.Колесников, В.П.Макашов, А.Д.Макушинцев, В.П.Марков,
З.М.Митина, А.М.Серюков, Н.И.Степаненков, Г.Г.Сульдженко, В.В.Филиппов,
Н.Г.Шадура, В.М.Шевцев. Молодежи, работающей в службе, есть с кого брать пример!
За прошедшие годы военизированной охраной пройден большой и славный путь. В
1991 году пожарные расчеты из ВОХР переданы в службу поискового и аварийно-
спасательного обеспечения полетов. Военизированная служба стала выполнять
непосредственные функциональные обязанности — охрану аэропорта. В 2003 году служба
ВОХР получила название службы охраны и структурно входит в комплекс авиационной
безопасности.
Увеличение противоправных действий в отношении воздушных судов, объектов
гражданской авиации за последние годы вызывает особое беспокойство.
Но как показывает опыт, профессиональные действия работников охраны способны стать
реальным препятствием для террористов. На сегодняшний день главная задача службы
охраны — противодействие террористическим актам, обеспечение безопасности
воздушного транспорта и нормальной работы всех объектов аэропорта Иркутск.