издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На пороховой бочке

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

На днях обратилась в Счетную палату России с целью выяснить, когда же
все-таки состоится заседание коллегии, которая рассмотрит заключение аудиторской
проверки Киренской и Алексеевской РЭБ флота, расположенных на севере
Иркутской области. Проверка завершилась осенью. А по регламенту вопрос этот
должен был быть внесен в повестку коллегии еще месяц назад.

Но, как сообщили в Счетной палате, пока не известно, «кто будет подписывать
документы о проверке». Так случилось, что материалы об иркутских речных
предприятиях меняют уже третьего аудитора. Следовательно, они не будут
рассмотрены и на ближайшей коллегии. В общем, нет никакой ясности
относительно того, кто же все-таки виновен в кризисной ситуации, сложившейся
в двух компаниях, контрольными пакетами акций которых владеет государство в
лице Росимущества.

Естественно, что желание вернуться к, казалось бы, уже всеми забытой теме
родилось не спонтанно. Виной всему разговор с одним из работников КРЭБ, имя
которого по его просьбе называть не буду. Он пришел к нам в редакцию.
Говорит, хочу обратить ваше внимание на проблему: работники предприятия
зарплаты не видят, флот не ремонтируется, а на носу навигация. Далее шел
обстоятельный рассказ о житье-бытье киренских речников, которые вместо того,
чтобы суда готовить к предстоящему сезону, на Лене рыбу удят, потому что
семьи кормить нечем. Получили в декабре по 4 тыс. рублей и больше ни копейки
своих трудовых не видели.

Откровенно говоря, не люблю ходоков. Но ничего плохого про своего
посетителя сказать не могу, тем более что он не дал повода упрекнуть себя во
лжи. Все сказанное им подтверждают в прокуратуре Иркутской области. 1 марта
по итогам прокурорской проверки гендиректор Киренской РЭБ привлечен к
административной ответственности в качестве наказания за скопившуюся на
предприятии задолженность по заработной плате. Долги составляют около
шести месяцев, что в деньгах достигает 37 млн. руб. Помощник прокурора уточнил,
что руководитель предприятия уже предупрежден о возможной дисквалификации.

Генеральный директор Киренской РЭБ Сергей Паульзен не отрицает
существования большой задолженности перед работниками. В лучшем случае,
по его словам, персонал может рассчитывать в ближайшее время на выплаты в
размере месячного жалования. К примеру, у моего собеседника оно составляет 3
тыс. рублей. «Сейчас все, что поступает на счета предприятия, будем направлять
на подготовку к навигации», — говорит руководитель КРЭБ. По его словам, уже
сегодня компания заключила договоры на сумму 350 млн. рублей, которые
используются в качестве обеспечительного средства по кредитам банков.

Надо сказать, что оптимизм руководства компании носит очень
условный характер. За базой флота числятся долги в бюджет на сумму 310 млн.
рублей. Кроме того, над КРЭБ вновь сгущаются тучи корпоративной войнушки.
ЗАО «Верхнеленское речное пароходство», владеющее 0,1% акций предприятия,
в суде пытается признать незаконным решение общего собрания акционеров от
18 января. Тогда после полугодичного безвластия на базе был избран
генеральный директор.

Эдуард Ребгун, многолетний руководитель Палаты арбитражных управляющих,
сложил стратегию управления госсобственностью некоторыми чиновниками в
формулу: за взятку, составляющую несколько десятков годовых жалований,
принимается судьбоносное для предприятия решение. Такое, как, например,
назначение высших менеджеров. Или запрет на банкротство КРЭБ и АРЭБ, или
их приватизацию? Хотя всем очевидно, что у той же процедуры банкротства
есть санитарная функция — избавить экономику от неэффективных предприятий:
либо восстановить плохо работающее предприятие, реструктуризировать его,
либо ликвидировать.

Уверена, для самих речников абсолютно неважно, в чьей собственности
находится их предприятие. Большинству из них, строго говоря, не должно быть
дела до того, кто является собственником капитала — частные лица или
государство. Зато государству не должно быть все равно, как перезимуют на
Севере. В случае с ленскими транспортными предприятиями государство
показывало себя как очень неэффективный собственник. Не только в части
управления бизнесом, но и на этапе контроля за управленцами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры