издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Человек, устремленный к игре

По аналогии с Луисом де Фюнесом, сыгравшим в фильме "Человек- оркестр", актера Александра Шлюндикова можно назвать "человек- театр". Не только потому, что он востребованный исполнитель ролей детского и взрослого репертуара театра кукол "Аистенок", но и потому, что он постоянно устремлен к игре.

Саша не придумывает специально розыгрыши, чтобы насмешить или удивить
друзей, он сам попадает в ситуацию розыгрыша, удивляется этому и смеется
громче других. К Шлюндикову с теплотой относятся актеры всех театров
города, считая его местной достопримечательностью. Наверное, потому, что он
не только внешне, но и по внутреннему, психологическому состоянию похож на
мальчишку, который никак не может повзрослеть. Наверное, и профессия
накладывает отпечаток на его характер. С куклами на сцене он не просто
общается, относится уважительно, считает, что если они не в настроении, то не
захотят играть. Когда заходит в театр, обязательно здоровается с ними,
разговаривает, настраивает на исполнительский лад.

По гороскопу он Весы, поэтому считает себя и городским, и деревенским
жителем. Во взрослой жизни профессия определила его место в большом
городе, а детство он провел в деревне, каждый год ездит в родной Егоровск
Аларского района. Там возится с многочисленными племянниками и
обязательно ходит в лес по грибы и ягоды. Вообще, для него отпуск — это повод
помочь по огороду своим многочисленным друзьям и близким. Работы он не
боится, с одинаковым удовольствием может играть в театре, копать картошку
или стучать молотком у кого-нибудь на даче.

Шлюндиков и к профессии актера театра кукол шел не стандартным, а кружным
путем. В старинном, очень красивом поселке Мальта, где он продолжил
образование в средней школе, весь класс был увлечен театром, многие мечтали
стать актерами. Одному Саше руководительница драматического кружка
посоветовала поступать в театральное училище. Он так и сделал.
Учиться профессии актера драматического театра его взял Борис Самуилович Райкин,
но по окончании первого курса Сашу призвали в армию. Служил в Забайкалье,
охранял русско-китайскую границу. Помнит специальные учения и усиленные
наряды по охране границы, когда объявили о смерти Мао. Сегодня смеется:
охраняли-охраняли, а китайцы-то уже здесь, всею Россию заполонили.

Когда вернулся на второй курс, Райкин, приглядевшись к студенту, сказал:
«Что-то у тебя, дружок, не получается, может быть, выберешь другую
специализацию…» Он был увлечен клоунадой, поехал поступать в цирковое
училище в Москву. Поступил, но Местечкин — мастер, который набирал курс, —
внезапно умер, курс распустили. Саша поехал в Саратов, в театральное
училище его приняли без экзаменов, но, позанимавшись месяц-другой, юноша
затосковал по Иркутску. Директор училища Александра Даниловна Коновалова,
которой он написал «душераздирающее» письмо, предложила продолжить
обучение на кукольном отделении. Он с радостью согласился и наконец-то
понял, что нашел свое призвание, театр, в котором сможет реализовать свой
актерский талант.

Поднабравшись мастерства в Абаканском театре кукол, куда он поехал
работать по окончании училища, спустя три года вместе с режиссером
Людвигом Устиновым он пришел в «Аистенок». Работает здесь со дня
открытия стационарного театра, переоборудованного в Иркутске из кинотеатра
«Мир». С Устиновым, который стал для него первым профессиональным
режиссером-кукольником, он чувствовал себя свободно. Режиссер и актер
понимали друг друга хорошо. Устинов знал, что Шлюндиков — актер
острохарактерный, может одинаково интересно работать как в живом плане, так
и за ширмой, выполнять любые режиссерские задачи. В его руках кукла
становится яркой, живой, индивидуальной в своей образной выразительности.

Людвиг Устинов начал ставить в театре спектакли для взрослых, предложив
актерам сценический путь, которого они раньше не знали. В «Божественной
комедии» Исидора Штока, которая идет и сегодня, его распределили на роль
Адама. Этого первого человека на Земле Шлюндиков играет чуть растерянным,
непрактичным и наивным. Адам, быстро поддавшись влиянию Евы, становится
первым мужем-«подкаблучником».

Труффальдино в «Любви к трем апельсинам» Карла Гоцци — роль классическая,
она требует от актера, скрывающего свое лицо под маской, умения выразить
физиономию героя в характере, пластической выразительности. Актер в этом
спектакле — юркий, изворотливый, подвижный, как ртуть, слуга, умеющий
одурачить и обмануть любого. Шлюндиков играл своего Труффальдино так,
будто списал его образ с учебника по зарубежному театру. Последняя роль
взрослого репертуара — Друг в спектакле по пьесе Гиндина и Синакевича
«Зверь». Это гротесковый образ человека, потерявшего человеческий облик.
Встретившись с семьей, он быстро обращает ее членов в свою «веру» — учит
нецензурно браниться, не мыться, жрать, когда есть еда, а женившись на
Дочери, забыть, что в отношениях между мужчиной и женщиной, кроме секса,
существует еще и любовь.

«Играть для взрослых и детей — ответственность одинаковая, — рассказывает
Александр, — но разница есть, с детьми легче. На действие они реагируют
непосредственно, легко вступают в игру, предлагаемую им со сцены. Помню,
как они меня не любили, когда я играл волка в «Трех поросятах», также они не
любят бабу Ягу, злых принцесс, разбойников, всех, кто бывает в спектаклях
отрицательными персонажами».

А вот к его Лису, Пьянице и Фонарщику — трем ролям, которые он играет в
«Маленьком принце», можно относиться по-разному, потому что все они
разные. Актер в этом спектакле перевоплощается и трансформируется до
неузнаваемости, и не только потому, что его куклы не похожи одна на другую,
актер создает на сцене непохожесть характеров, контраст, в котором Лиса никак
не перепутаешь с Пьяницей. А фонарщик вообще лиричен, создает в спектакле
поэтическую атмосферу.

Надо заметить, кого бы ни играл Шлюндиков — сказочного злодея,
изворотливого лгунишку или оскотинившегося человека, — это маски, за
которыми проглядывает лицо актера с очень добрыми и доверчивыми глазами.
Да, в жизни Александр не просто добр, он альтруист и необыкновенно
коммуникабелен. Не случайно дружит чуть ли не с половиной театральных
работников города. Надо сказать, случается такое не часто. Бывает, что актеры,
работая через дорогу, на улице едва узнают друг друга. А Шлюндикову все
знакомы. Когда в стране были введены талоны на питание, он помогал
отовариваться всем своим подругам. Терпеливо стоял в очереди, потом
разносил куриц или колбасу, радуясь возможности помочь занятым женщинам
накормить своих домочадцев.

Шлюндиков особенно подружился с семьями актера Николя Дубакова и барда
Евгения Кравкля. Сошлись они на дачах, которые те строили в Листвянке.
Вообще, эти стройки можно было назвать «ударными» для многих актеров
города. Приезжали, брались за топоры и пилы, всем помогали, чем могли и как
умели. Дома возводили играючи, между отдыхом и концертами, которые часто
устраивались в обмен на бревна, доски и прочий строительный материал. Кроме
жилого дома, Кравкль построил в Листвянке и авторский театр песни: когда
несколько лет назад он сгорел, здание стали возводить заново, пристроили и
небольшую гостиницу. Летом Шлюндиков в ней чувствует себя
«начальником». Он принимает гостей, ведет с ними задушевные беседы,
показывает окрестности, а если надо, то и за грибами может сводить.

В Листвянке, по сути, образовалась настоящая коммуна поэтов, музыкантов,
артистов, художников. Картинную галерею возглавил, вместо безвременно
ушедшего из жизни Владимира Пламеневского его брат Алексей. Продал
квартиру в южной Одессе и переехал в Сибирь. Летом у каждого свои
интересы. Пользуясь сезоном туризма, одни стараются картины продать,
другие — организовать побольше концертов. А вот зимой торопиться некуда. Под
Новый год иркутяне в Листвянку приезжают загодя, во дворе
возле стоящих рядом
домов Кравкля и Дубакова наряжают елку. Собрав воедино всех гостей,
начинают раздавать друг другу подарки. Потом банька, чтобы в Новом году
быть чистыми и обновленными. Шлюндиков чувствует здесь себя членом
большой и дружной семьи.

Саша у нас настоящий бобыль. Невест у него много, есть из кого выбирать, да
вот только жену привести некуда. Живет он в малосемейном общежитии, где,
устав от работы, спасается одиночеством. Правда, в это верится с трудом, уж
очень он общительный человек. Но ведь сосредоточиться, подумать, поработать
над ролью тоже когда-то надо. Так что его одиночество относительно, как и
слух о том, что он закоренелый холостяк.

«Как только получу квартиру (вроде бы обещали дать к юбилею театра),
обязательно женюсь». Заручившись этим обещанием, я попрощалась с Сашей,
подумав, что повзрослеть Шлюндиков, наверное, не сможет никогда. Он похож
на Питера Пэна — мальчика, который так не хотел расти.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры