Кто хозяин?
Региональные законодатели не хотят терять право распоряжаться лесными богатствами Депутаты Законодательного собрания Иркутской области намерены направить отрицательные отзывы на федеральные проекты Лесного и Водного кодексов. Такое решение областного парламента на прошедшей сессии было принято единогласно.
В своем выступлении глава профильного комитета — председатель комитета по экологии,
сельскому хозяйству и природопользованию Геннадий Нестерович высказал резко
отрицательное суждение по поводу «очередного» проекта Лесного кодекса. По его
словам, он мало чем отличается от первых двух вариантов.
Согласно этим законопроектам леса переходят полностью в собственность федерации,
субъекты же теряют всякие права на управление ими. При этом для большинства
жителей Иркутской области леса — это основа жизнедеятельности. Согласно
постановлению Конституционного суда, народам, проживающим на территории того или
иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и
использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности.
Одной из таких гарантий является возможность формировать отношения в этой сфере
через органы государственной власти субъектов. Лесной кодекс лишает субъекты этой
возможности.
Во-вторых, новый кодекс допускает передачу лесов в частную собственность, в том числе
иностранным физическим или юридическим лицам и лицам, не имеющим гражданства. У
многих лесных регионов уже есть крайне отрицательный опыт работы с иностранными
концессиями в лесной сфере.
При этом Лесной кодекс допускает передачу лесов людям, не владеющим спецификой
лесного хозяйства. Дело в том, что леса предполагается передавать в собственность или
в аренду на основе аукциона, то есть по принципу «кто больше даст». Однако такие
отношения возможно формировать только на основе конкурсов,
позволяющих убедиться не только в финансовой состоятельности претендента, но и в его
знании специфики данной отрасли, способности создать соответствующую
инфраструктуру на полученном участке и рационально использовать
природные ресурсы.
При этом в кодексе не определены механизмы государственного контроля, а
также допускается передача лесов в субаренду без
уведомления арендодателя.
Вообще, считают депутаты, передача лесов в частную собственность повлечет за собой
массу негативных последствий. Так, неизбежно будут возникать конфликты между
собственниками лесов и местным населением, привыкшим собирать в этих лесах грибы и
ягоды, охотиться. В кодексе их отношения никак не урегулированы.
При этом вызывает сомнение декларируемое в проекте Лесного кодекса повышение
эффективности и инвестиционной привлекательности лесов при передаче их в частную
собственность. Гораздо лучше пользователей лесными ресурсами может стимулировать
долгосрочная аренда — например, на 99 лет, что в мировой практике приравнивается к
праву собственности и может рассматриваться как достаточная мера для повышения
инвестиционной привлекательности, способствующей более
эффективному использованию лесов.
Геннадий Нестерович считает, что новый Лесной кодекс может только усугубить и
без того тяжелое положение дел в лесной отрасли. Примечательно, что этот документ не проходил
федеральную экологическую экспертизу, никем не просчитаны социальные и
экономические последствия его принятия.
Столь же категорическое неприятие единогласно выразили депутаты Иркутской области и
в отношении проекта Водного кодекса. Большинство претензий к нему аналогичны.
Субъекты теряют право на участие в управлении такого жизненно важного ресурса для
населения, как водные источники. Предполагается, правда, создание Бассейнового совета,
куда смогут входить представители регионов. Но этот орган может принимать решения только
рекомендательного характера, его функции четко не определены.
Предполагается передача водных объектов в частную собственность.
При этом заявительный характер обращений на получение этих объектов не позволяет
проконтролировать способность претендента соблюдать основные требования к
использованию водных ресурсов, наличие у него возможности заботиться
о состоянии акватории. Как, например, при передаче водных ресурсов в частную
собственность контролировать состояние Иркутского водохранилища, принимать
решение о повышении или понижении уровня сброса воды?
Кроме того, может возникнуть конфликт между частным собственником и населением,
живущим рыболовством, этот момент в кодексе никак не урегулирован.
В общем, депутаты полагают, что Водный кодекс также только усугубит существующие ныне
проблемы в сфере водного хозяйства. Тем более что он, как и Лесной кодекс, не проходил
федеральную экологическую экспертизу.