Показательная мера
Жители Корякского автономного округа вправе
благословить судьбу. Их многострадальная жизнь в условиях
топливного кризиса закончилась. В дальние поселки
отправились вертолеты с запасами топлива на борту, в округ
прибыли федеральные эмиссары, чтобы взять на себя
управление жилищно-коммунальным хозяйством, а виновные
в допущении кризисного состояния чиновники уже сидят в
следственных кабинетах и пытаются объяснить, куда пропали
деньги, выделенные на северный завоз.
Все эти радостные перемены начались сразу после
отставки действующего главы округа Владимира Логинова,
который был лишен своих властных полномочий
распоряжением президента страны. Назначенный на его место
Олег Кожемяко заручился поддержкой федеральных структур
и с их помощью сумел быстро решить проблемы,
доставлявшие столько беспокойства жителям восточного
региона.
Вряд ли стоит сомневаться, что основным мотивом для
снятия с должности главы исполнительной власти стали его
вопиющие промахи в обеспечении жителей округа всем
необходимым для зимовки, а также бесконтрольность в
расходовании бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Но в поведении Владимира Путина по отношению к
провинившемуся чиновнику наблюдатели усматривают и
другие причины.
После того, как вступил в действие новый закон о
наделении властными полномочиями глав исполнительной
власти по выбору президента, последовало несколько
назначений губернаторов. Точнее их можно назвать
переназначениями, поскольку президент каждый раз вносил
на рассмотрение депутатов кандидатуру действующего
регионального начальника. Среди них были не только
сильные и эффективные руководители, но и люди,
пользующиеся иной репутацией. Могло сложиться
впечатление, что президентская власть не готова в полной
мере к реализации своих новых прав, а «скамейка запасных»
настолько коротка, что не оставляет возможностей для
кадрового маневра.
Чтобы развеять эти сомнения, главе государства надо
было продемонстрировать работоспособность всех положений
нового закона — от переназначения до смещения
руководителей регионов. Что он и сделал, сначала приняв
решение не рекомендовать к назначению действующего
губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова, а вскоре
отправив в отставку Владимира Логинова.
Для демонстрации своей власти над региональными
начальниками Путин выбрал вполне удачный момент и
верную точку приложения сил. С начала зимнего сезона в
Корякском автономном округе сложилось кризисное
положение. Дума автономии пыталась инициировать снятие с
должности местного руководителя, но политической воли
депутатам не хватило. Заложником этой ситуации выступило
население округа, вынужденное зимовать в невыносимых
условиях при отсутствии топлива, очевидном казнокрадстве и
коррупции. Думается, что президент учел и то обстоятельство,
что Корякский округ невелик по своим размерам и роли в
экономике страны. В сильном регионе, имеющем больший
политический вес, глава государства вряд ли решился бы
действовать такими методами.
Так что лишение полномочий главы восточной
автономии можно считать показательной мерой со стороны
президента в разрешении вопроса «кто в стране хозяин». Но
эта мера оказалась показательной и в другом смысле. Стало
очевидным, что «система наблюдения» за деятельностью
местной власти со стороны федерации недостаточно
эффективна. Иначе почему дело зашло так далеко, что
потребовался скандал со снятием вместо результативного
повседневного контроля?
В то же время некоторые наблюдатели отмечают, что
отставкой Владимира Логинова президент решает проблему,
связанную с объединением Корякского округа и Камчатки в
один субъект федерации. Действовавший глава был
противником объединения, а его преемник наверняка
поддержит идею, хотя бы в благодарность за помощь в
преодолении кризиса.
Либеральные политики обратили внимание и на тот
факт, что отставка корякского лидера произошла без участия
общественного мнения. На имя президента не поступало
обращений граждан по поводу освобождения от власти
негодного начальника. Решение было принято в узком кругу
самих представителей власти. Да и президент выступил
скорее не в роли гаранта конституционных прав граждан на
достойную жизнь, а в роли кризисного управляющего,
сменившего одного менеджера на другого, от которого есть
основания ожидать большего усердия.
Конечно, если спросить жителей округа, что им
дороже — демократия или тепло в жилищах, ответ будет
однозначным. Другое дело, что к недостаткам в
реализации нового закона можно отнести отсутствие
механизма обращения граждан к президенту по поводу
недовольства чиновниками высокого ранга. Если уж
население лишилось права выбирать себе главу
исполнительной власти, то наделить его возможностью
потребовать отставки чиновника было бы справедливо.