издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Сто дней" депутата Мутовина

Более четырех месяцев прошло со дня выборов в Законодательное собрание Иркутской области. Свои первые "сто дней" народные избранники использовали по-разному. Сергей Мутовин, генеральный директор ОГУП "Дорожная служба Иркутской области", избранный в ЗС от 18 избирательного округа (Чунский и Тайшетский районы), начал свою работу в представительной власти региона с выполнения наказов избирателей.

Главное — тайшетский обход

!I1!Федеральный центр принял решение о финансировании обходной дороги
вокруг Тайшета — участка федеральной автомагистрали N 53, которая в
настоящее время буквально рассекает город и доставляет массу неудобств
жителям. На первый взгляд, событие представляется незначительным, тем
более что протяженность обхода составит менее 20 км. Но дело в том, что
в 2005 г. за счет федерального бюджета во всей России будут строиться
лишь три дороги: «Чита -Хабаровск», «Кавказ» и… тайшетский обход.
Депутат Законодательного собрания Сергей Мутовин, который выполнил
просьбу жителей Тайшета, так объясняет успешное решение многолетней
проблемы:

— Да, это было непросто. В активной работе, которая для этого
проводилась, приняли участие администрация области, депутаты
Государственной Думы и федеральные структуры. Однако затраченные
усилия оправдываются тем, что благодаря обходной дороге 35 тысяч
жителей Тайшета вздохнут наконец спокойно.

Для того, чтобы понять, насколько важным для жителей является
принятое решение, надо жить в Тайшете на ул. Ленина, которая,
собственно, и является городским участком трассы N53. Грязь, пыль,
грохот, выхлопные газы, рев двигателей — 24 часа в сутки. Другого пути
для грузопотока, движущегося с запада на восток и с востока на запад,
нет. А если учесть, что на всем четырехкилометровом протяжении
улицы лишь один светофор, то становится понятным, почему
переходить через нее крайне опасно. Месяца не проходит без
жертв. Для городской администрации ул. Ленина — непроходящая головная
боль. Она, кроме всего прочего, вдребезги разбита тяжелым
транспортом. Чтобы сделать ремонт, надо ни много ни мало 15 млн.
руб. Таких денег у города нет, а федеральные службы разводят руками,
объясняя: «Это ваша городская улица, а не федеральное шоссе:».

— Депутат обязан держать слово, — уверен Сергей Прокопьевич. —
Доверие людей дорогого стоит.

Деньги — главное, но достать их — лишь первый шаг. Мало кто лучше
Сергея Мутовина представляет, насколько большую работу предстоит
сделать специалистам «Дорожной службы Иркутской области» для того,
чтобы деньги из федеральной казны превратились в асфальт. Строить
дорогу будет Тайшетский филиал.

— Проблема еще и в том, — объясняет Сергей Прокопьевич, — что
обходная дорога — классический долгострой. Целая эпопея. Ее
сооружение начали в 1990 году и несколько раз
бросали… В последний раз работы велись в 2000 году.
За четыре года появились разрушения, нарушен
водоотвод. Специалисты знают, что строить новое
легче, чем восстанавливать старое, а затем его
достраивать. Более того, средства выделены лишь на
первый участок дороги. Если мы их в этом году освоим,
в 2006 году будут выделены деньги на второй участок,
который и завершит обход. Но там пока даже просеки
нет — тайга… Так же, через тайгу, продолжится
строительство автомобильной дороги «Тайшет — Чуна
— Братск». На нее в этом году выделено 50 млн. руб. —
10 из областного бюджета, 40 — из федерального. 16
километров уже построено. Полагаю, что в следующем
году мы завершим пусковой комплекс, на который
имеется документация. Работы ведутся уже на
территории Чунского района. Думаю, что на
строительство этой магистрали понадобится 3-4
года. Здесь, опять-таки, многое зависит от
финансирования. Стоимость проекта 260 млн. руб.

Комитет коммерцией не занимается

!I2!Обходная дорога для Тайшета — главная задача в планах депутата на 2005
год. Но она не единственная. По словам Сергея Прокопьевича, за четыре
месяца, которые прошли с момента его избрания в Законодательное
собрание от 18-го одномандатного избирательного округа ( Чунский и
Тайшетский районы), он вполне освоился в областном парламенте:

— Чувствую себя, что называется, в своей тарелке. В силу специфики
своей работы знаком практически со всеми депутатами. Вопросы, которые
приходится решать, новыми для меня не являются. В первое время,
правда, пришлось затратить определенное время, чтобы разобраться с
порядком и правилами оформления документов. Сейчас мне этот
механизм совершенно ясен. И с тем же финансовым управлением я сейчас
разговариваю на их, «финансовом», языке.

Несмотря на то, что Сергей Прокопьевич избирался по одномандатному
округу, он вошел во фракцию «Единая Россия». В силу своей
профессиональной подготовки и опыта он занял должность заместителя
председателя комитета по собственности и экономической политике.

Рассказывая о работе комитета, Сергей Мутовин подчеркнул, что комитет
по собственности и экономической политике, как, впрочем, и другие
парламентские комитеты, не может и не должен заниматься коммерческой
деятельностью.

Первые недели и месяцы работы были очень напряженными. Надо было
оперативно сформировать областной бюджет на 2005 год. На комитет
легла ответственная задача — формирование доходной части бюджета. В
условиях, когда большая часть налогов уходит в федеральный центр, это
совсем не просто.

— Фактически, по своим суммарным доходам, Иркутская область
относится к тем немногим регионам России, которые считаются
донорами, — объясняет депутат. — Но действующее налоговое
законодательство таково, что львиная доля заработанных в области денег
уходит в Москву. Это понятно: на оборону, решение вопросов
безопасности и другие государственные дела расходуются значительные
средства. Нужно отдать должное правительству — часть денег потом в
область возвращается. Но их приходится выпрашивать. Я понимаю, что
таким образом выстраивается вертикаль власти. Ведь экономические
рычаги весьма эффективны в управлении.

Людей беспокоят пенсии и зарплата

С головой окунувшись в законодательное творчество, Сергей
Прокопьевич не забывает и свой избирательный округ. За прошедшие
четыре месяца он выезжал туда неоднократно.

Конечно же, наказ тайшетцев об обходной дороге был не единственной
просьбой, с которой люди обращались к своему депутату.

— Людей, в первую очередь, беспокоят экономические вопросы: зарплата,
пенсии, пособия. В сельской местности существует проблема поисков
работы, — рассказывает Мутовин. — Вот вам, к примеру, совершенно
конкретная ситуация. Работники бюджетной сферы, живущие в рабочих
поселках (учителя, врачи:) не получают сельскую надбавку, хотя
условия жизни в этих поселках ничем от сельских не отличаются. Живут-
то они, как в деревне… Налицо несправедливость. Сейчас я с коллегами
из фракции «Единая Россия» ищу подходы к решению этой проблемы.
С предложением установить этим людям надбавку мы будем выходить на
Законодательное собрание. Надеюсь, что вопрос удастся решить с
помощью областного бюджета.

Но есть и другие моменты, которые беспокоят жителей округа и,
естественно, депутата. Пьянство на селе — извечная российская беда.
Самогоноварение, с которым сегодня борьба практически не ведется.
Многие сельские жители жалуются на отсутствие работы.

— И здесь, — рассказывает Мутовин, — приходится сталкиваться с
характерными для нашего советского воспитания ситуациями. Один
энергичный человек, из тех настоящих русских мужиков, которые не
умеют сидеть сложа руки и на жизнь жаловаться, купил
бычков. Предложил землякам: берешь на лето двух бычков,
откармливаешь. Осенью одного бычка возвращаешь мне, а второго
оставляешь себе.

Разве не выгодно? Так вы думаете, люди бросились разбирать бычков?
Ничего подобного! Мужика этого, придумавшего хорошее дело, чуть со
света не сжили: «Мироед! Кулак! Порвем! Сожжем!…». Отучили людей
работать. Десятка у человека на самогонку находится, а как до дела, так
«кулаки, мироеды…»

В России две беды…

О том, что в России две беды, одна — дураки, а другая —
дороги, говаривал еще Гоголь. За прошедшие полтора
столетия по части дорог мало что изменилось.

Сергей Прокопьевич к этой проблеме относится профессионально:

— Наше поле деятельности — областные дороги, — объясняет Мутовин. —
Сегодня в областной собственности порядка 11 тысяч километров
автомобильных дорог. А дефицит собственного бюджета дорожной
службы Иркутской области более 300 миллионов рублей.
Ситуация усложнится во сто крат с 1 января 2006г. Именно с этого
момента вступает в силу новый закон о местном самоуправлении. В
соответствии с ним в областную собственность переходят все дороги,
которые связывают муниципальные районы, а их у нас в области будет
35! В то же время дороги внутри районов станут муниципальными.
Представляете, какая нагрузка ляжет на местные власти? При том, что их
возможности ограничены транспортным налогом (порядка 600-800
тыс.руб. в год), а стоимость содержания одного
километра дороги — 120 тысяч. Строительство того же
километра гравийной дороги обходится в два миллиона…

Депутат Мутовин неоднократно ставил дорожную проблему перед
Законодательным собранием.

— Поневоле вспоминается пословица «Пока жареный петух не
клюнет…». Впрочем, дорожная проблема лишь одна из многих, которые
возникают с введением нового 131 закона. Одной из самых болезненных
является финансирование новых муниципальных образований.

В связи с подготовкой к муниципальной реформе депутату Мутовину
пришлось «разруливать» еще одну проблему. Благодаря его
вмешательству удалось «мягко» провести объединение в одно
муниципальное образование Тайшета и района. Нашлись возмутители
спокойствия, была попытка провести референдум. Он не состоялся из-за
неявки людей. В конце-концов консолидированными усилиями, с
помощью мэров и Дум, удалось решить вопрос полюбовно. Победил
практицизм, обошлось без митингов и демонстраций.

— С моей точки зрения, объединение двух дотационных территорий лишь
во благо населению, — объясняет Сергей Прокопьевич. — Мы их
объединили законом Иркутской области. Очень трудный этап реализации
131 закона — 9 октября 2005 года. В этот день мы должны избрать
глав администраций и назначить мэров новых муниципальных
образований.

Но до ввода в действие нового закона о местном самоуправлении еще
далеко, а закон о монетизации исполняется с 1 января 2005г. Сергей
Прокопьевич выехал в округ немедленно, как только поднялась волна
народного недовольства. По его мнению, ситуация в Тайшетском и
Чунском районах вполне удовлетворительная.

Монетизацию приняли спокойно

— Льготами и теми неувязками, которые при этом возникают, приходится
заниматься постоянно, — рассказывает Сергей Мутовин. — Я много раз
встречался с ветеранами, инвалидами, всеми руководителями
общественных организаций, со всеми, кого этот закон коснулся.
Поскольку округ в основном сельский, то для людей, большинство из
которых льготами практически не пользовались, монетизация — во
благо. Ни выступлений, ни митингов не было. Тем не менее без
конкретных замечаний и обоснованных претензий дело не обошлось.

Есть задержки с лекарствами, вопросы по проезду в
пригородном транспорте — как и
во многих других местах. Но все эти вещи поддаются регулировке и
решаются. Есть и нестыковки. Получилось так, что компенсации для
ветеранов тыла оказались ниже, чем для ветеранов труда. Впрочем, и здесь
мы принимаем меры. Прорабатывается вопрос о переводе этих людей в
разряд федеральных льготников.

Я должен сказать, что люди на селе — терпеливые, добрые, привыкшие
надеяться на себя.

Дела текущие

Законы, дороги — проблемы, которые приходится решать на месте: Но
при всей этой депутатской круговерти приходится заниматься и текущими
делами, с которыми администрация округа справиться не в силах. Жизнь
ежедневно ставит задачи, требующие немедленного решения.

В Тайшете нет денег на топливо для котельных. Депутат Мутовин
обратился к губернатору. Деньги были выделены. Опять же с помощью
губернатора удалось получить два автобуса для школьников. Один
достался школе N 20 в Тайшете. В этой школе есть класс, в котором
обучаются дети-инвалиды. Учились они в основном дома. Но для того,
чтобы они могли общаться с одноклассниками, их приходится регулярно
возить в школу. Второй автобус получила школа-
интернат в Чуне. Автобусы — еще один наказ избирателей, которые
Сергей Прокопьевич Мутовин выполнил в течение своих первых «ста
дней».

— С мэрами мне приходится общаться два-три раза в неделю. Только
позавчера здесь были мэры Чуны и Тайшета… И это абсолютно
правильно. Работа с территориями, от которых ты
избран, — не менее важная часть работы депутата, чем
законотворчество.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры