На грани возможного
Как выжить муниципальным образованиям в условиях острого бюджетного дефицита? Эту проблему обсуждали депутаты на последней сессии Законодательного собрания Иркутской области. Начало дискуссии положил отчет Контрольно-счетной палаты Иркутской области по результатам анализа сбалансированности бюджетов муниципальных образований в 2005 году. Поводом к проведению такого анализа стали многочисленные заявления мэров территорий о том, что при складывающихся на 2005 год бюджетах выжить их муниципалитеты в принципе не смогут. Они сами просили провести у них проверки, дабы региональные власти могли воочию убедиться в их крайне бедственном положении.
Что же привело к кризисной ситуации с финансами в территориях? Конечно, и раньше
большинство муниципалитетов не «жировали», но «с хлеба на квас» все-таки перебивались.
Сейчас же все оказались практически в патовой ситуации. Причин тому две, а источник
их один — пресловутый 122-й федеральный закон, переложивший на регионы и
муниципалитеты массу обязательств и не подкрепивший их финансами. Один миллиард
рублей ушел из доходов региона благодаря изменениям в Налоговом и Бюджетном
кодексах, семь миллиардов рублей дополнительных финансовых обязательств легло на
плечи региона волею закона N122.
В результате, во-первых, региональный бюджет оказался дефицитным, что привело к
резкому сокращению фонда поддержки муниципальных образований, во-вторых, в свете
такого сокращения финансирования на сами муниципалитеты легла еще и дополнительная
нагрузка.
Несмотря на то, что регион пытался предпринимать меры по решению этой проблемы,
изыскав за счет федеральных трансфертов сверх изначально планировавшейся суммы
1,134 млрд. рублей, положение остается крайне сложным. По словам председателя
Контрольно-счетной палаты Василия Митрофанова, для того чтобы территории смогли
выжить, не хватает еще около пяти миллиардов рублей.
Результат — налицо. Только четыре муниципальных образования Иркутской области
смогли сформировать свои бюджеты так, чтобы на финансирование заработной платы
уходило не более 60% их доходов. В 21 территории на заработную плату уйдет от 60% до
100% казны. В остальных муниципалитетах собственных доходов даже на эти
первоочередные цели не хватает.
Сегодня у некоторых муниципалитетов бюджеты просто не приняты, другие утвердили
их с различными нарушениями законодательства. Например, в
чунском варианте бюджета 262% дефицита. Некоторые территории убрали из бюджета
лишние расходы, дабы дефицит не превышал 10%, требуемых
законодательством. Другие муниципалитеты брали реальные расчеты только по основным
расходам, а по остальным — 10% от годовой потребности.
При этом не скажешь, что федеральные власти поставили регионы в такое положение по
глупости, не представляя, каким будет результат. Василий Митрофанов подчеркнул, что
еще в августе, перед окончательным принятием 122-го закона, на совещании ассоциации
«Сибирское соглашение» озвучивались расчеты специалистов, прогнозировавших именно
такую ситуацию. Губернатор Иркутской области Борис Говорин назвал готовящуюся
реформу «примером перехода к капитализму путем приватизации по Чубайсу».
Однако федеральные власти прогнозируемыми перспективами нимало не озаботились.
По крайней мере, это не помешало им в скором времени принять соответствующие законы.
Более того, подчеркнул Василий Митрофанов, несмотря на резко «подорожавшие»
обязательства регионов, объем трансфертов из федеральной казны в этом году остался на
уровне прошлого года.
В результате областная казна потуже затягивает пояс, а муниципалитеты отчаянно бьют в
набат. Своих денег и возможных ссуд на самое скромное существование им
хватит от силы до апреля или мая. После этого мэры не представляют, где
взять деньги даже на самое необходимое.
Причем если в прошлые годы, бывало, главы территорий говорили, что мол, областной
бюджет чувствует себя комфортно, а вот мы…», то сегодня подобных мыслей уже нет.
Мэры понимают, что регион и сам оказался в сложной ситуации и не от жадности урезал
финансирование фонда поддержки муниципальных образований. При этом областной
бюджет взял на себя еще и одну из самых острых проблем муниципалитетов —
финансирование субсидий для льготников (шесть миллиардов рублей) и начального
образования (семь миллиардов рублей), а также ряд других расходов. К этому
добавляется финансирование принятого в конце года «социального пакета»
законов. Так что, подчеркивает Василий Митрофанов, мэры отлично понимают, что
действия областных властей полностью оправданны.
Губернатор Иркутской области Борис Говорин полагает, что в определенной степени
территории и сами должны позаботиться об улучшении своего экономического
положения. Он отметил, что в некоторой степени на ситуации сказывается и неудачное
управление финансами в муниципалитетах. В некоторых районах с жителей берут за
услуги суммы, отнюдь не соответствующие их реальной стоимости.
Но в целом собственными силами муниципалитеты и область не смогут
справиться со вставшей проблемой. По сравнению с объемом дефицита
«джентльменские соглашения» с финансово-промышленными группами принесут
копейки; из имеющихся сегодня 800 млн. рублей недоимок максимум, что можно
«выбить» в этом году, — 250 млн. рублей.
В результате все, что смогли предложить депутаты, обсудив этот вопрос,
— это обратиться в
Государственную Думу и к президенту Российской Федерации с предложением по
увеличению финансовой помощи из федерального бюджета. Кроме того, депутату
Государственной Думы от Иркутской области Виталию Шубе предложено проработать
вопрос о включении в план работы Комитета по бюджету ГД
пункта о рассмотрении сложившейся в
Иркутской области ситуации в результе проводимых федерацией реформ. Также
депутаты намерены выйти с законодательной инициативой об изменении федерального
законодательства.
Однако все эти предложения могут принести результаты отнюдь не завтра и не
послезавтра. Тем временем часы тикают, апрель не за горами, а вместе с ним и кризис
муниципальных бюджетов, с которым они пока что остаются практически один на
один.