Налоговые противоречия
Депутат Госдумы Сергей Дубровин обратился с депутатским запросом к министру финансов Российской Федерации Алексею Кудрину о несовершенстве рекомендаций Министерства РФ по налогам и сборам в вопросе о привлечении муниципальных предприятий жилищного хозяйства к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость за 2001-2003 годы.
Суть проблемы в следующем. Статья 27 Федерального
закона «О введении в действие части второй
Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные
акты РФ о налогах», предусматривающая на период с 01.01.2001 г. по
31.12.2003 г. льготу по уплате налога на добавленную стоимость с услуг по
содержанию и ремонту жилья, была сформулирована неоднозначно.
Руководствуясь п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все
неустранимые сомнения и противоречия в актах законодательства о налогах и
сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика, а также п. 15
Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса
РФ, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам, органы местного самоуправления на территории
Иркутской области не закладывали налог на добавленную стоимость в
тарифы на содержание и ремонт жилья, утверждаемые для граждан на
2001-2003 гг. Соответственно, с получаемой от населения платы за
содержание и ремонт жилья муниципальные предприятия жилищного
хозяйства не платили данный налог.
26.12.2003 г. редакция Методических рекомендаций Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам была изменена. В результате в
настоящее время налоговые органы не применяют льготу по налогу на
добавленную стоимость с услуг по содержанию и ремонту жилья за 2001 —
2003 гг. к муниципальным предприятиям жилищного хозяйства.
Неприменение налоговой льготы противоречит основным началам
законодательства о налогах и сборах. Однако налоговые органы данное
обстоятельство не учитывают и привлекают муниципальные предприятия
жилищного хозяйства к налоговой ответственности за неуплату налога на
добавленную стоимость в указанный период, доначисляют данным
предприятиям налог, пени, штрафы.
Суммы, взыскиваемые с каждого из предприятий, достигают 10
миллионов рублей и более. Предприятия не располагают таким количеством
денежных средств. Более того, в результате принятых налоговыми органами
мер по взысканию данных сумм предприятия лишаются возможности
осуществлять свои уставные функции — эксплуатацию и ремонт жилищного
фонда, так как не могут рассчитываться с поставщиками, выплачивать
заработную плату работникам, производить текущие платежи по налогам и
сборам.
«Это похоже на лоббирование некоторыми
государственными чиновниками интересов частного бизнеса,
— считает С. Дубровин. — Ведь
выплата таких пени и штрафов однозначно приведет к банкротству
муниципальных предприятий жилищного хозяйства и к приходу на
этот рынок неподготовленных предпринимателей. В свою очередь,
уровень оказания населению региона жилищно-коммунальных услуг должен
улучшаться».
Ранее с подобным обращением к министру
выходил председатель Ассоциации муниципальных образований
Иркутской области, мэр г. Иркутска Владимир Якубовский, но
ответа не получил.