Проезд на железнодорожном транспорте: как правильно воспользоваться льготами
С 1 января в соответствии с законом в России начала действовать новая система предоставления льгот. Одна из главных социальных гарантий, которой давно пользуются льготники, - бесплатный проезд на железной дороге. На "горячие линии" Российских железных дорог ежедневно поступают звонки с просьбой объяснить, как реформа повлияет на различные категории льготников. Из опыта работы "горячей линии" мы видим, что введение новой системы - дело непростое, вызывающее много вопросов. Мы понимаем вашу обеспокоенность реформой. Именно поэтому анализируем, какие именно вопросы волнуют льготников больше всего, и сегодня публикуем ответы на наиболее важные из них.
— В чем основной смысл реформы?
Кратко смысл реформы сводится к тому, что вместо права на получение
бесплатного проезда часть льготников получает компенсацию «живыми» деньгами, а
потому уже сами решают, на что их потратить: на поездку на электричке за полную
стоимость или на поход в магазин.
Новая система необходима для того, чтобы упорядочить и сделать более
прозрачными расходы государства на поддержание льготных категорий граждан. Все
«бесплатные» льготы на самом деле оплачиваются из бюджетов различных уровней.
Однако, старая система не давала четкого представления о том, сколько именно стоит
каждая льгота, сколько граждан ею пользуется. Применительно к железнодорожному
транспорту это означает, что за бесплатный проезд каждого льготника будет платить
соответствующий бюджет — либо федеральный, либо региональный. Для того, чтобы учесть
количество таких льготных поездок, и требуется получать в кассе безденежный
(бесплатный) билет. Часть регионов решила поступить по-другому: вместо того, чтобы
учитывать количество льготных поездок и оплачивать их, льготникам выдают
компенсацию «живыми» деньгами. Вопрос размера этой компенсации также решают
местные власти.
— В каких случаях льготникам выплачиваются компенсации, а в каких случаях для
них сохраняется право бесплатного проезда на пригородных поездах?
— С льготниками федерального уровня вопрос решен полностью. 10 ноября прошлого
года Российские железные дороги и Федеральное агентство по здравоохранению и
социальному развитию подписали программу по организации бесплатного проезда для
федеральных льготников. В бюджете 2005 года на эти цели предусмотрено 5,9 млрд. руб.,
которые правительство перечислит напрямую железным дорогам. То есть федеральные
льготники будут по-прежнему ездить на пригородных поездах бесплатно.
— Как должны ездить на пригородном железнодорожном транспорте льготники
— жители Иркутской области?
— 16 февраля 2005 года между главным управлением социальной защиты населения
Иркутской области и Восточно-Сибирской железной дорогой — филиалом компании
«РЖД» подписан договор по организации проезда для региональных льготников.
Согласно договору, ветераны труда будут ездить на пригородном ж/д транспорте с 50%
скидкой в сроки действия сезонных тарифов, т.е. с октября по май.
Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 не менее 6
месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР,
либо лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в
период Великой Отечественной войны, будут оплачивать проезд в пригородных поездах в
размере 50% от стоимости.
Реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий,
согласно договору, будут ездить на электропоездах бесплатно.
Но в любом случае, предусмотрен для льготников бесплатный проезд или со
скидкой, они должны оформить в кассе льготный или бесплатный билет.
— По каким документам будет происходить оформление льготных (бесплатных)
билетов?
— По предъявлении документа, подтверждающего право на получение льготы
(например, пенсионного удостоверения, удостоверения ветерана труда студенческого
билета и пр.). Если в этом документе нет фотографии, то необходимо предъявить еще и
паспорт или другой удостоверяющий личность документ.
— Могут в кассе отказывать в выдаче билета, если пассажир не предъявит документ с
фотографией?
— Могут. Не секрет, что до недавнего времени многие пассажиры, не имеющие
никакого отношения к льготным категориям граждан, ездили по чужим документам. В
конечном счете, за то, что они ездили «зайцами», так или иначе были вынуждены
платить другие пассажиры. Понятно, что такое положение несправедливо. Для того
чтобы избежать впредь подобного жульничества, при приобретении билета необходимо
показывать и удостоверение личности. По этой же причине введено правило, по которому
билет льготник может получить только лично. Никто другой, даже родственник, за него
этого сделать не сможет.
— Существуют ли какие-то дополнительные документы, которые должен предъявить
льготник при получении бесплатного билета?
— В большинстве случаев достаточно удостоверения, дающего права на льготу, и
паспорта. Тем категориям пассажиров, которые пользуются льготами по роду своей
деятельности или службы (например, для военнослужащих или сотрудников
транспортной прокуратуры), при оформлении льготного билета необходимо предъявить
еще служебное удостоверение и так называемое перевозочное требование. Это требование
подтверждает, что воинская часть, транспортная прокуратура или другой
государственный орган, где числится льготник, действительно отправила этого гражданина
по указанному маршруту.
— Что изменится в системе взимания штрафов, если теперь все пассажиры в
обязательном порядке должны будут покупать билеты?
— В случае если у пассажира на руках есть бесплатный билет, но он не может
предъявить никаких документов, подтверждающих свой льготный статус, контролеры
имеют право потребовать оплаты проезда. Это необходимо для того, чтобы отсечь
«липовых» льготников. Тем не менее права настоящих льготников защищаются. Если они
по какой-то причине забыли получить безденежный (бесплатный) билет, оплаты
стоимости проезда у них не потребуют. Вместо этого контролер оформит льготный билет
прямо в вагоне электрички. Но это не значит, что льготникам не нужно приобретать
билеты заранее: сейчас все больше станций оборудуются турникетами, пройти через
которые можно только по билетам.
— Какие существуют виды льготных билетов?
— Существуют разовые бесплатные билеты, дающие право на проезд «туда» или
«туда и обратно», абонементы сроком на 1, 2 и 3 месяца, дающие право на
неограниченное число поездок во время срока их действия. При этом во всех типах
проездных документов четко определен маршрут следования и воспользоваться билетом
можно только на этом маршруте. Для поездки по другому маршруту нужно оформить
отдельный билет или абонемент.
— Как по новым правилам будут ездить «чернобыльцы»?
— Для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне, с 1 января 2005 года введен заявительный порядок предоставления набора
социальных услуг. Граждане данной категории имеют право обратиться за
предоставлением набора социальных услуг в территориальное отделение Пенсионного
фонда. При этом размер ежемесячной денежной выплаты уменьшается на стоимость
набора социальных услуг. Вид документа, необходимого для подтверждения факта
получения набора социальных услуг, в настоящее время Минздравсоцразвития не
определен. В этой связи ОАО «РЖД» взяло на себя обязанности по перевозке данной
категории пассажиров в поездах пригородного сообщения бесплатно, независимо от
получения набора социальных услуг, до принятия нормативных документов.
— Почему возникают проблемы с получением билета по удостоверению «ветеран
подразделения особого риска»?
— Никаких проблем возникать не должно. Граждане из подразделений особого риска
имеют те же льготы, что и лица, подвергшиеся воздействию радиации, т.е. право на
бесплатный проезд в пригородном сообщении. Однако, как и другим льготникам,
им необходимо оформить в кассе безденежный (бесплатный) билет.
— Как теперь действуют правила проезда на электричке для инвалидов и их
сопровождающих?
— Инвалид 1 группы (или III степени ограничения трудовой деятельности) и человек,
его сопровождающий, имеют право на бесплатный проезд. Для сопровождающих эти
льготы действуют только при непосредственном сопровождении инвалида. Например,
если родственнику нужно доехать до соседнего города, чтобы забрать и отвезти куда-то
инвалида, то этот родственник имеет право на льготы только при второй поездке (т.е.,
уже сопровождая инвалида).
— Если я не прохожу лечение, таким образом я не могу воспользоваться бесплатной
путевкой один раз в год к месту лечения. Как мне ее компенсировать?
— До 1 октября 2005 г. нужно подать документы об отказе от санаторно-курортного
лечения в органы социальной защиты, тогда в начале 2006 года вам будет выплачиваться
компенсация.
— Получили путевку на лечение, а талоны на льготный проезд не дают. Почему?
— По закону вы получите талон только в том случае, если путевку вам дал орган
социальной защиты.
— Изменится ли порядок проезда в пригородном сообщении военнослужащих и
сотрудников МВД?
— Сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие функции по охране
правопорядка, имеют право бесплатного проезда в пределах обслуживаемых участков без
приобретения проездных документов. Проезд осуществляется при предъявлении
служебных удостоверений и вкладышей к удостоверению, в которых указывается участок
обслуживания. Военнослужащие имеют право бесплатного проезда при следовании в
служебные командировки, к местам проведения отпуска, при направлении на новое место
службы, при увольнении с военной службы.
— Могут ли граждане, пользующиеся льготой на проезд в пригородном сообщении в
размере 50%, приобрести абонементные билеты на 1, 2, 3 месяца с 50% скидкой?
— Абонементные билеты, приобретаемые пассажирами, стоят (в пересчете) дешевле,
чем разовый билет, т.е. в цену абонемента уже заложена существенная скидка.
Поэтому скидка, предусмотренная для граждан, пользующихся льготой на проезд в
размере 50%, не распространяется на абонементные билеты.
СПРАВКА
К числу федеральных льготников относятся:
* Инвалиды войны.
* Ветераны боевых действий.
* Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
* Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях,
военно-учебных заведениях, не входящих в состав действующей армии, в период с
22 июня 1941 по 3 сентября 1945 года.
* Лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной
противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений.
* Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой
Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
* Инвалиды.
* Дети-инвалиды.
* Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудового Славы.
* Члены Совета Федерации.
* Депутаты Государственной Думы Российской Федерации.
* Судьи Конституционного суда Российской Федерации.
* Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в
федеральных государственных образовательных учреждениях.
В 2005 году проезд в электричках для них остается бесплатным. Однако в
железнодорожных кассах они должны получить безденежный (бесплатный) билет.
К числу региональных льготников на территории Иркутской области относятся:
* Ветераны труда и приравненные к ним категории граждан.
* Лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не
менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных
территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за
самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
* Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических
репрессий.
На все ваши вопросы готовы подробно ответить операторы центральной «горячей
линии» по телефонам (звонки бесплатны): 8-800-200-67-67. Свежую информацию также
можно получить на сайтах: www.rzdlgoty.ru и www.rzd.ru
На вокзале Иркутск-Пассажирский консультацию можно получить у
заведующей билетными кассами по тел.: 63-28-20 (664005, ул. Челнокова,1)
Консультацию можно получить по рабочим дням с 8.00 утра и до 17.00 часов вечера.