издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Право на проезд

  • Автор: Маргарита МАРЕЦКАЯ

Железная дорога пойдет навстречу пассажирам-льготникам Уже полтора месяца в России проводится реформа, связанная с монетизацией льгот. Срок вполне достаточный, чтобы подвести первые итоги и оценить ее дальнейшие перспективы. Пока, судя по положению вещей, монетизация идет явно со скрипом, встречая активное неприятие тех, на благо кого она направлена. Акции протеста льготников прошли по всей стране, заставив и федеральные и региональные власти признать существенные недостатки в реализации положений Федерального закона N 122.

Стоит отметить одну интересную закономерность. Протестные настроения, выплеснувшиеся
в уличные манифестации, отнюдь не имели единого характера и сценария, и состав их
участников был также достаточно неоднороден. Однако замечено, что федеральные
льготники проявляют значительно меньшую активность в митингах протеста и большинство
их участников составляют именно те льготники, которые находятся в региональном ведении.
Кроме того, экспертами отмечено, что акции протеста носят волнообразный характер,
вызванные теми или иными материальными причинами. Начался новый год, люди сели в
городской транспорт — автобус, трамвай, троллейбус,
и надо уже платить полную
стоимость при том, что выданная компенсация этих расходов не покрывает. Вот льготники и
выходят на улицу, побуждая власти искать выход из этой ситуации: вводить для них
единый проездной по сниженной цене.

Приходят счета за коммунальные услуги, и цифры в них глаз не радуют. Снова начинается
волна возмущений. Аналитики при этом прогнозируют, что на «коммунальных»
возмущениях дело не остановится.

С мая начнется дачный сезон, и тысячи огородников, в основном, пенсионеров, будут
совершать регулярные поездки за город. И если власти не примут заранее соответствующие
меры, опять льготники столкнутся с тем, что все поездки им придется оплачивать полностью
за свой счет. Вновь начнутся возмущения, и не исключено, что опять под горячую руку
возмущенной толпы попадут транспортники (как это было с водителями и кондукторами
городского транспорта), которые здесь вообще ни при чем. Возникает резонный вопрос:
сумеют ли наши региональные власти подготовиться к летнему сезону или мы будем
наступать на те же самые грабли?

А ведь проблема вполне решаема. Нужно только загодя договориться с руководителями
автобусных предприятий и железнодорожниками в отношении загородных поездок для
наших льготников. Автотранспорт подчиняется региональным и муниципальным властям, и
особых проблем здесь не предвидится. Железная дорога тоже изъявила готовность пойти
навстречу своим пассажирам из числа региональных льготников.

Напомним, что федеральные льготники сохранили право бесплатного проезда на
пригородных поездах в течение всего года, и было бы вполне логично и справедливо, если
бы ветераны труда, труженики тыла и граждане, пострадавшие от репрессий, имели бы те же
привилегии (пусть и не всегда в полном объеме). Именно так решили власти многих
областей, краев и республик, заключив договоры с железной дорогой. По этим договорам
суммы компенсаций, положенных льготникам за проезд в электричках, администрации
регионов будут перечислять железнодорожникам, благодаря чему региональные льготники
продолжат и дальше пользоваться своими льготами.

В каждом регионе своя специфика. У кого-то все региональные льготники ездят бесплатно,
где-то лишь одна из категорий, а у других скидка 50%. Словом, вариантов масса, но суть
одна: власти о своих льготниках позаботились заранее. Важно отметить, что сделано это
было независимо от того, доноры эти субъекты федерации или реципиенты. Те же
Еврейскую автономную или Амурскую области никак не причислишь к богатым регионам,
у них масса социальных проблем, однако же там нашли способ, как помочь своим старикам.
Если же в общем смотреть на ситуацию, то свыше половины российских регионов, где
имеется пригородное сообщение, сохранили льготы для своих ветеранов труда, тружеников
тыла и репрессированных на поездки в электричках. Еще с полдюжины субъектов
федерации собираются это сделать в ближайшее время.

В Приангарье льготы на проезд в электричках будут действовать только на время дачного
сезона — с мая по сентябрь, а пока все наши региональные льготники ездят на электричках за
свой счет. По данным социальной защиты, март — конечный срок подписания договоров как
с ВСЖД, так и с автотранспортниками. Предполагается, что льготополучатели будут ездить
к своим дачам на электричках по льготному проездному билету и на автотранспорте введут
такую же систему. Остается только надеяться, что с марта решение вопроса не передвинется
на апрель или на май, когда разрешать ситуацию придется в авральном порядке.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры