Особая миссия
Аптека "Авиценна" и несколько поликлиник Иркутска обкатывают более совершенную модель реализации лекарственной льготы Закон о монетизации льгот коряв, неуклюж и в том виде, в каком спущен на регионы, к "употреблению" мало пригоден. Дело не только в том, что он ударил по кошельку миллионов людей. Упрек в "неодушевленности" справедлив и потому, что в нем не просчитаны возможности реальных исполнителей.
Взять хотя бы лекарственное обеспечение. Чтобы человек, кому положена льгота на лекарства, смог ею
воспользоваться, врач на амбулаторном приеме должен заполнить (от руки!) пять касающихся его медицинских
форм. На одно оформление нового рецептурного бланка уходят минуты, неизбежно вычитаемые из скупого,
всего лишь четверть-часового, амбулаторного приема. О каком живом общении с пациентом может идти речь?
Успеть бы с «уроком чистописания»! Правда, спохватившись, Минздрав разрешил продлить время
амбулаторного приема еще на несколько минут. Но фактически это ничего не изменит. Сами прикиньте:
помножив несколько дополнительных минут, отданных каждому, на число льготников, обслуживаемых
поликлиникой, получим даже не часы, а смены, дополнительно необходимые, чтобы принять всех пациентов. А
где их взять? Сутки не растянуть, и обычных (не льготных) пациентов не отправить обратно…
В Первой иркутской поликлинике, той, что на Волжской, лечится 53 тысячи человек; из них 13 тысяч
льготников — поровну федеральных и региональных. «Прочитав в конце прошлого года новые приказы нашего
министерства, — рассказывает ее главврач Елена Маслова, — мы поняли: нам не выжить под таким
рукописным бременем. Не задействуем современные технологии — погибнем».
Но поликлиника не погибла. Наоборот, на днях в ней состоится семинар для главврачей из нескольких
крупных городов Прибайкалья: коллеги будут перенимать ее опыт «выживания». Думается, он достоин, чтобы
присмотреться к нему поближе. Первое, что бросается в глаза: никаких очередей за льготными рецептами. Более
того, очереди как таковые вообще исключены из установленной «траектории» рецептурного бланка. От
кабинета врача и до расположенного на первом этаже поликлиники пункта аптеки «Авиценна» он в буквальном
смысле слова «проплывает» мимо рук больного. Пациенту достаточно в «конечной точке маршрута» — у
аптечного прилавка — сделать выбор. Либо подождать здесь же (в комнате вешалка, несколько стульев, на
столике минералка и пузырек с успокоительным) совсем немного, и тогда на его глазах будет собрано и выдано
все назначенное врачом. Либо прийти сюда на следующий день и получить все прописанное, не тратя и минуты.
Справедливости ради замечу: я пробыла в аптечном пункте «Авиценны» в пятницу во второй половине дня
часа полтора, если не больше. За это время никто не присел, не воспользовался настойкой валерианы —
наверное, в тот день был предпочтителен второй вариант: человек заходил, называл свою фамилию, тут же
получал в руки лекарства (разумеется, бесплатно), прощался и уходил. Так непривычно: ни тебе нервов, ни
тягостной траты сил. Благо, возможное только тогда, когда замшелая дремучесть отступает перед современной
технологией. Такой, какая сегодня внедрена в одиннадцати иркутских поликлиниках, включая и Первую,
сотрудничающих с «Авиценной». Между прочим, это 35 процентов от общего числа иркутских федеральных
льготников — не всякой аптеке под силу.
Но что за технология, позволяющая тратить самой поликлинике на окончательное оформление льготного
рецептурного бланка не более двух минут? Дающая к тому же возможность проводить каждый рецептурный
бланк через два «рубежа защиты», чтобы уж не было никаких ошибок? Дарующая пациенту достоинство, а
медику — чувство приобщенности к цивилизованному миру?
Это давно запущенная программа «Поликлиника», но модернизированная по просьбе аптеки «Авиценна»
«Медицинским Вычислительным Центром». Усовершенствованная таким образом, что встроенный в нее
дополнительный блок позволяет «прокатывать» рецептурные бланки (и остальные отчетные документы) на
компьютере; соединять аптеку с ее подопечными поликлиниками в режиме он-лайн так, что врачи поликлиники
в любое время точно информированы о лекарственном ассортименте; наконец, фиксировать на компьютере
врача не только перечень лекарств, отпускаемых по федеральной программе, но и перевод каждого названия на
латынь. Это уже с учетом печального опыта Алтайского края, где за полтора месяца действия закона было
столько безграмотно заполненных рецептов, что убытки тамошних аптек вылились в страшные суммы.
Однако замечу: сведись все только к технической новации (в Первой поликлинике с помощью «Авиценны»
все 13 компьютеров, чтобы эффект от модернизированной программы был максимален, соединены в локальную
сеть), вряд ли удалось бы «очеловечить» параграфы, проходящие по «ведомству здравоохранения», но
формализованные от первого до последнего слова. Ведь никто не принуждал ни председателя Иркутской
фармацевтической ассоциации, руководителя «Авиценны» Татьяну Мунину, ни главврача Первой поликлиники
Елену Маслову заниматься монтажом этой сети в новогоднюю декаду, когда многим так беззаботно гулялось.
Никто не толкал в спину ни «Авиценну», ни крупное лечебно-профилактическое учреждение в праздничные дни
обустраивать регистратуру — «мозг» поликлиники и помещение, где на компьютерах должны будут
заполняться рецептурные бланки, — ее «сердце». Зато когда, наконец, каникулы кончились и не в одиночку, а
во множестве потянулись за своими рецептами пациенты-льготники, все было готово к их приему.
Самое ценное в этом своеобразном «опыте выживания», в этом эксперименте, поставленном, как и положено
совестливым медикам, на самих себе, — искренний интерес к сложной социальной проблеме, стремление
доказать, что лекарственная льгота именно в нынешнем ее воплощении есть благо для пациента, а не зло. Как-
никак, на ее реализацию федеральный бюджет выделил 51 миллиард рублей — в пять раз больше, чем в
прошлом году. Нужно лишь постараться, чтобы немалые эти деньги израсходовались бы честно и с умом. Вот
оба руководителя и стараются, делая многое, не предусмотренное инструкциями. По наитию и по велению
профессионального долга.
В Первой поликлинике, например, разработаны и распечатаны типографией особые бланки осмотра
пациента-льготника, облегчающие задачу врача, ведущего прием. Или другое: в каждом аптечном пункте,
развернутом в любой из двенадцати поликлиник, заключивших с «Авиценной» договор, до сих пор несут
особую вахту ее менеджеры. У них особая миссия: успокаивать взволнованных, гасить ажиотаж, объясняя, что,
во-первых, льготнику не нужно думать о цене лекарства — это не его забота, и, во-вторых, убеждать, что в
«Авиценне» есть все, что прописано в льготном рецепте.
И это правда. За полтора истекших месяца, что действует 122-й закон, «Авиценна» не отказала ни одному
льготнику. Недавно, выступая в Москве на Ассоциации крупных аптечных сетей, Татьяна Мунина сказала об
этом с трибуны. И ей… не поверили! Потому что в целом по России из-за нестыковок, просчетов, из-за
финансовой слабости многих аптек отказов в реализации льготных рецептов десятки тысяч. Ее просили
раскрыть секрет «Авиценны», а никакой тайны нет. Кроме, может быть, одной: умения просчитывать
завтрашний день, взвешивать на весах здравого смысла сиюминутную выгоду и долговременную пользу.
Татьяна Мунина, в отличие от многих руководителей аптек, не колеблясь ни дня, заключила договор с
Уполномоченной фармацевтической компанией «РОСТА», распределяющей лекарства между аптеками в
Сибирском федеральном округе. Предвидя неизбежные трудности, дополнительно, за счет собственных средств,
завезла на свой аптечный склад медикаментов более чем на 10 миллионов рублей. Она так и объяснила: «К
экономическому фактору я всегда прибавляю общественный — расходов на внедрение Федеральной программы
у «Авиценны» много, но они с лихвой окупаются нашей надежной репутацией среди пациентов и врачей».
… В середине марта ей снова предстоит докладывать о созданной совместными усилиями «Авиценны» и нескольких иркутских
поликлиник модели реализации лекарственной льготы. На этот раз — на Всероссийской конференции фармацевтов. Не знаю, поделится ли
она своими тревогами по поводу повышенной напряженности среди больных. Расскажет ли о том, с каким трудом после выходов
негативных материалов в СМИ приходится сдерживать ажиотаж и нервозность пациентов. Или поведает о многих других трудностях и
проблемах, которые пришлось преодолевать. Но о том, что иркутский «опыт выживания» поликлиник, пациентов-льготников и аптек,
вызвавший интерес, уникален и достоен распространеия, она скажет обязательно.