Правила без движения
Правительство поддержало автолюбителей. Поможет ли это снизить цены на бензин? В стране прошли предупредительные митинги протестов автолюбителей и транспортников против повышения цен на горюче-смазочные материалы. В отличие от митингов протеста против монетизации льгот в этот раз правительство отреагировало очень оперативно и провело встречу с митингующими, фактически встав на их сторону и объединив усилия с ними в борьбе против нефтяных компаний. Сами же митинги и их размах продемонстрировали, что январская социальная активность стала мобилизующим фактором и для других групп населения.
Митинги организовывали представители профсоюза
транспортников, Ассоциации международных перевозок,
Российского автотранспортного союза и Всероссийского
общества автолюбителей. Участники акции потребовали от
президента и правительства снизить цены на топливо до
уровня 2002 года, а также установить государственный
контроль над его стоимостью. По данным транспортников,
цена на топливо за последние два года выросла на 88%. Только
за 2004 год бензин подорожал на 40%, а дизельное топливо —
на 56%.
С митингующими со стороны правительства встретились
вице-премьер Александр Жуков и министр транспорта Игорь
Левитин. Жуков признал наличие сговора компаний,
приведшего к росту цен на горюче-смазочные материалы.
«Проверки, в том числе в конце 2004 года, показали,
что «сговор есть, но действующее законодательство не
позволяет доказать это, а если и удается, то штрафные санкции
за него невелики», — заявил вице-премьер. По его мнению,
вопрос высоких цен на ГСМ является «политическим» как для
профсоюза, так и для правительства. «Давить на правительство
и его подталкивать особого смысла не имеет, нужны
исключительно рыночные методы», — заметил он. Как считает
вице-премьер, главную роль в этой ситуации должна сыграть
Федеральная антимонопольная служба. По мнению Жукова, в
этой связи необходимо ужесточить антимонопольные меры в
этой сфере.
В итоге Александр Жуков обратился к организаторам
акций протеста с просьбой поддержать правительственный
вариант законопроекта «О защите конкуренции». Поскольку
этот законопроект предусматривает ужесточение мер в
отношении монополистов. «Провести закон в Думе будет
непросто, у него и сейчас много противников. В Думе будет
очень сильная оппозиция», — считает Жуков. Внесение
законопроекта намечено на 1 марта 2005 года. Кроме того,
вице-премьер поддержал предложение профсоюза работников
о создании федерального органа, который бы занимался
автотранспортом. «Нет сомнений, что нужен федеральный
регулятор» в этой сфере, отметил Жуков.
На самом деле он пытался не столько защитить
правительство от обвинений со стороны митингующих,
сколько объединиться с ними в борьбе против нефтяного
лоббизма как в самом правительстве, так и в Госдуме. Ведь
именно политика нефтяных компаний является одной из
ключевых причин повышения цен на ГСМ.
В правительстве пока с повышением внутренних цен на
ГСМ боролись поднятием экспортных пошлин на
нефтепродукты. За это выступал МЭРТ, в то время как
Минпромэнерго возражало, указывая на то, что это приведет
лишь к снижению нефтепереработки внутри страны и
повышению экспорта сырой нефти. Александр
Жуков считает, что «нужно искать рыночные методы, и главная
роль в этом — у Федеральной антимонопольной службы». По
его мнению, бороться надо именно с монополизацией рынка.
Получается, что правительство расписывается в своем
бессилии бороться с монополистами, призывая на свою
сторону профсоюзы и транспортников. Последние, в свою
очередь, требуют установить жесткий государственный
контроль над ценами на бензин. Образуется такой странный
тандем: борцы с монополистами объединяются с борцами за
госрегулирование. По сути, создается ситуация «злого» и
«доброго» следователя, которая может оказаться эффективной
в оказании давления на нефтяников.