Театр нашего детства
...И не только нашего, из далеких 30-х годов ХХ века. Областной театр кукол "Аистенок" своими большими и маленькими куклами, игрой актеров, спрятавшихся за ширму или выступающих на сцене в живом плане, открывает путь очень юным зрителям в большой театр. Учит их понимать сказки, в которых добрые герои всегда побеждают злых.
Директор «Аистенка» Андрей Калиниченко, будучи
студентом исторического факультета государственного
университета, писал дипломную работу по истории
своего театра. Наверное, тогда он уже знал, что вся
жизнь, судьба его будет связана не только с
построением театрального дела, но и с детьми, без
которых немыслим театр кукол — своеобразный учитель
основ нравственности.
— Весь театральный сезон работаем под знаком
юбилейной даты. 70 лет — это возраст солидный, —
рассказывает Андрей Николаевич. — История создания театра
кукол в Иркутске интересна. Вообще, кукольный жанр в
России начался с незапамятных времен, со
скоморошеских представлений на ярмарках. На заре
советской власти его деятельность была
приостановлена. В годы революции, гражданской войны
и первых лет строительства нового государства было,
наверное, не до зрелищ для детей, хорошо бы всех
накормить.
Только в 30-е годы в Москве при типографии имени
Халатова был открыт театр кукол. Он создавался как
пропагандист детской литературы, передвижной
образовательный центр. Занимался агитационной
работой, строившейся из интересных программ.
Спектакли готовились бригадами, которые выезжали на
длительные гастроли. Одна из таких бригад, объездив
Дальний Восток и Сибирь, остановилась в Иркутске.
Приютил актеров ТРАМ — театр рабочей молодежи
(сегодня ТЮЗ). Благодаря их стараниям, желанию
показывать искусство театра кукол ребятишкам было
принято решение создать в Иркутске
Восточно-Сибирский государственный театр кукол и
марионеток.
— Новый театр приступил к репетициям и в 1935 году,
— продолжает Андрей Калиниченко, — сыграл свой
первый спектакль «Еж, петрушка и две обезьяны».
Большинство представлений было поставлено по басням
Крылова, русским народным сказкам. Таким образом
театр помогал государству бороться с безграмотностью.
Ездил он по всей губернии, а когда образовалась
Иркутская область, был переименован в
колхозно-совхозный. Работало в нем четыре бригады,
которые самостоятельно ставили спектакли, ездили на
север, юг, запад и восток области, обслуживая
сельские населенные пункты. Со временем театр стал просто
областным, получив название «Аистенок», а через
пятьдесят два года со дня основания, в 1987 году,
переехал в стационарное здание.
Интересные люди работали в театре. Мало менялся
административный состав, за 70 лет им руководили
всего три директора. Первым заслуженным артистом
стал Василий Кузнецов, по воспоминаниям, удивительно
талантливый человек, потрясающе владеющий куклой.
Следующей звание получила актриса Елена Болотова.
Сегодня в труппе служат три заслуженных артиста
Российской Федерации — Любовь Калиниченко, Любовь
Леви и Анатолий Попов. Вспоминать можно многих.
Анфису Усольцеву, которая начала работать в театре
почти со дня его основания, Михаила Ковшарова,
директора Валентина Каргаполова, драматурга Павла
Маляревского и писателя Марка Сергеева, которые
дружили с театром, писали для него пьесы.
Хочется напомнить о том, что театр одним из первых стал
ездить к строителям БАМа, получил звание почетного
члена Всесоюзной ударной комсомольской стройки.
Сегодня «Аистенок» — участник всех фестивалей
театров кукол Сибири и Дальнего Востока, дважды был
участником фестивалей театров кукол в Москве.
Коллектив работал на сценических площадках Сахалина,
Камчатки, Владивостока, Улан-Удэ, Читы, Красноярска,
Барнаула, Омска, трижды выезжал на гастроли в
Германию, принимал у себя немецких гостей.
Наш «Аистенок» — действительно коллектив
подвижников. И не только потому, что чаще других
театров ездит по области, прежде всего он
занимается подвижнической творческой деятельностью,
не боится экспериментировать, ищет формы сценической
выразительности, которые были бы одинаково интересны
ребятишкам и взрослым. Каких только кукол не
было! Зрители могут судить о них только по размерам
— маленькие и большие, куклы-маски, куклы за ширмой
и в руках актеров. Только они, актеры, знают, как
ими управлять. Бывает кукла размером всего
сантиметров тридцать, а работают с ней три
исполнителя, чтобы у нее двигались правая и левая
ручки, ножки, во все стороны поворачивалась головка
и менялось выражение лица.
Можно было бы перечислять спектакли-сказки,
вспомнить «Приключение Дружка», историю об
удивительно любознательном и добром щенке, «Машеньку
и медведя», «Прыгающую принцессу», «Цирк Шардам», но
одна из последних премьер — спектакль «Зверь» оставил
самое сильное впечатление. Не потому, что он
поставлен для взрослых зрителей. Нет, театр
поднимается в нем до философского осмысления жизни
человека, познания основ его бытия.
Пьеса Гиндина и Синакевича, поставленная режиссером
Сергеем Болдыревым, уводит в будущее, в котором
люди-мутанты принимают обыкновенного человека за
зверя. Питаясь консервами, найденными им, они не
принимают его знаний, устремлений, не пытаются
узнать, каким на самом деле был человек, как жил,
как умел любить. По жизни проще идти с закрытыми
глазами.
Подумайте, говорит театр, обращаясь к своим взрослым
зрителям. Когда он общается с детьми, он тоже учит их
думать. Так работает театр кукол «Аистенок» сегодня,
так было все 70 лет его творческой жизни.