издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Силой таланта и добра

В дни зимних каникул одним из главных развлечений школьников было посещение театров. Радостными и счастливыми выходили детишки из Иркутского музыкального театра, где им была приготовлена премьера мюзикла "Огниво". Смотрели ребята "Снежную королеву" в академическом драматическом театре, спектакли-сказки в ТЮЗе и театре кукол "Аистенок". Игры вокруг елки, встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, вся театральная атмосфера соответствовала волшебству новогодних и рождественских праздников.

— К сожалению, театры нашего города не были готовы к
тому, что десять дней будут отдыхать не только
ребятишки, но и взрослые. Постановление о зимних
каникулах для всех россиян было принято накануне
Нового года, поэтому многие учреждения культуры
просто не успели подготовиться к ним, — рассказывает
начальник отдела искусств и организационно-творческой
работы комитета по культуре администрации области
Алексей Худяков. — На сцене после детских спектаклей в
один день физически невозможно поставить декорации
вечернего, да и актеры не в состоянии выдержать
подобный марафон.

Многие зрители звонили в театры, к нам в комитет,
жаловались на то, что кроме ресторанов в городе
некуда сходить. Это был недочет в нашей работе. Но
радует, что звонят, значит, хотят ходить в театры,
сохранятся зрительский интерес. Кстати, театры сохраняют
невысокие цены на билеты. В
академическом драматическом театре, например, билет
на камерную сцену стоит 100 рублей, на премьеры в
основной зал — 150, в музыкальном театре цены подняты
только на первых два ряда. Это несравнимо с ценами на
билеты в театры столичных городов, достигающих трех и
более тысяч рублей.

Пока комитет по культуре администрации области
является единственным учредителем театров Иркутска и
города Черемхова. Пока, потому что муссируются
разговоры о предстоящей реформе в театральном деле, о
том, что предполагается введение других
учредителей, в том числе и из коммерческих структур.
К чему приводит коммерциализация театров, мы знаем по
недавнему прошлому. Будем надеяться
на лучшее, а пока подводим итоги. Анализируем, как
работали театры, какие вынашивают планы.

Прежде всего хочется сказать, что показатели будут
приравнены к среднестатистическим данным по России. В
течение года наши театры дали 1960 спектаклей,
состоялось 40 премьер. Проводя драматургический
анализ, хочется сказать, что по-прежнему
главенствующее место в репертуаре занимает постановка
спектаклей по русской и зарубежной классике.
Предпочтение отдается пьесам Островского, Гоголя,
Чехова, Шекспира. Сегодня, когда выхолощены программы
по литературе в школах, театр стал местом, где ребята
могут восполнить недостающие знания. Правда, сложно
обстоит дело с современными пьесами для подростков и
юношества, без которых представить театральную жизнь
в ее полном объеме невозможно. Пионерская и
комсомольская тематики ушли в прошлое, их место не
занято никакой другой драматургией, исключая пьесы, в
которых жизнь представляется с черной стороны. Но
театру надо вести поиск, ставить спектакли,
соответствующие настроению и интересам молодых
зрителей. О любви надо говорить не только сюжетом
шекспировского «Ромео и Джульетты».

Большое место в репертуарах театров занимают
спектакли, поставленные по пьесам современных
драматургов. В музыкальном театре это либретто,
написанные на музыку классических оперетт, в театре
юного зрителя идут Шукшин и Вампилов. Немалое место
занимают и комедии зарубежных авторов, пользующиеся
большой популярностью у зрителей.

— Хочется поговорить об упомянутых вами комедиях. В свое время Гоголь
говорил, что театр — это кафедра, с которой можно
сказать много добра. В советский период обсуждался
вопрос, должен ли театр стоять на одном уровне со
своим зрителем или быть на ступень выше. Сегодня театр
часто уподобляется не лучшим телевизионным передачам,
играя простенькие комедии положений. На ваш взгляд,
как должен театр выстраивать свои отношения со
зрителем?

— Театр обязан не только формировать вкусы зрителя, но и
учитывать социальные аспекты. Появилась проблема
урбанизации, миграции населения. Некоренные жители
города диктуют свои правила игры, хотят, чтобы их
интересы тоже были учтены. Если мы будем ставить
спектакли, отвечающие только вкусам интеллигенции,
куда денем остальную массу городского населения?
Насмотревшись телевидения, начитавшись макулатуры,
люди хотят живого общения. В театре, как ни в
каком другом виде искусства, происходит
непосредственное общение зрителя с актером,
режиссером, драматургом. Все слои населения должны
получить удовлетворение от общения с театром.

Правда, есть спектакли, на которые я не хожу и не
буду ходить. Хочется, чтобы театр не опускался до
пошлости, чтобы режиссер и актеры не страдали
отсутствием вкуса. Во всем должно быть чувство меры.
Часто зрители говорят, как хорошо отдохнули на
спектакле, но отдых отдыху рознь. В комедии ситуаций,
которые часто используются в современной пьесе, можно
и заиграться. На сцене актеры, слыша хохот зрителей,
начинают усиленно комиковать, стараясь рассмешить еще
больше. Я заметил, что смеяться можно от души, а
можно и от живота. Хорошо, чтобы в театре зрители
смеялись от души.

— Когда вы говорили о планах театров на предстоящий
сезон, вы, наверное, имели в виду спектакли, которые
будут посвящены 60-летию Победы?

— Да, это одно из
приоритетных направлений в работе дня сегодняшнего.
Драматический театр приступил к постановке спектакля
по повести Бориса Васильева «А завтра
была война», в котором заняты мастера сцены и
студенты театрального училища. Постановщик —
художественный руководитель театра и 2-го курса
училища, режиссер Геннадий Шапошников. Педагог по
мастерству актера, народная артистка Наталья Королева
попросила провести с ребятами беседы о 30-40 годах,
времени, о котором идет речь в пьесе. Заслуженный
артист Геннадий Гущин будет осуществлять постановку
пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Театр
юного зрителя приступил к работе над «Эшелоном»
Михаила Рощина. Уже готов макет оформления,
осуществлены эскизные проработки, проводятся
консультации военного специалиста. Премьера в
Иркутске состоится 19-20 апреля, а дальше театр
поедет со спектаклем по городам нашего региона.
Интересный драматургический выбор сделал и
Черемховский драматический театр, приступив к
постановке спектакля «Вдовий пароход». Музыкальный
театр планирует показать большой гала-концерт. К
60-летию Победы планируются благотворительные
спектакли и вечера, встречи с ветеранами труда и
тыла.

— Осень 2005 года будет знаменательна проведением
фестиваля современной драматургии имени Вампилова. Мы все
ждем это яркое событие в культурной жизни нашего
города. Не кажется ли вам, что у фестиваля постоянно
меняется концептуальная направленность? Критик Марина
Дмитриевская написала, что он выдохся, не имея
эстетического компаса. Так ли это?

— Как провести Вампиловский фестиваль? Концепция не
поменялась, интерес к фестивалю остается по-прежнему
большим. Думаю, что Дмитриевская не права. Уже
сегодня мы получили около пятидесяти заявок на
участие в нем театров России, есть предложения коллег
из Монголии и Узбекистана. Экспертная комиссия решит,
какие спектакли будут соответствовать творческой
направленности фестиваля, кого можно приглашать, а
перед кем извиниться. Нам будут интересны спектакли,
соответствующие идеалам гуманизма, высокой
нравственности. Думаю, останется востребованной
драматургия Володина, Розова, Арбузова.

— Но как быть с современной драматургией? Названные
вами авторы, как и Вампилов, давно стали классиками
ХХ века.

— Экспериментальные работы, если такие будут, можно
показать на камерной сцене. Мы охотно будем
приглашать спектакли, поставленные по современной
драматургии, в которых используются приемы и методы
современного театра. Правда, театральный авангард не
всегда бывает интересным. Надо заметить, что смотрят
такие спектакли театралы под одним углом, а рядовые
зрители — совсем под другим. На Омском фестивале,
например, критиками был поддержан спектакль «Брат мой
Чичиков» по Гоголю. Странная постановка, в которой
Русь предстает только пьяной, где сексуально
озабоченная Коробочка пытается соблазнить Чичикова.
На актеров было жалко смотреть, они играли то, что
Гоголь не писал. У нас в городе зрители не
очень-то воспринимают эксперимент, они воспитаны на
хорошо апробированной драматургии. Не кажется ли вам
парадоксальным, что в Иркутске допускаются спектакли,
которые вызывают низменный хохот, и не в чести
театральное новаторство?

— Почему, наши театры сами часто экспериментируют,
приглашаются и спектакли авангардного направления.

— Сегодня мы говорим о Вампиловском фестивале, который
по своей направленности должен соответствовать идеям,
заложенным в драматургии нашего великого земляка.
Парадокс, наверное, заключается в том, что
современные авторы работают лабораторно. Не случайно
их пьесы сегодня идут в основном на малых сценах. У
нас в Иркутске мы хотим видеть спектакли,
поставленные по драматургии полноценной, устремленной
к созидательному началу жизни. Проще говоря,
спектакли, в которых добро и любовь будут побеждать
зло.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры