издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Его оружие -- кисть

  • Автор: Олег ВАСИЛЬЕВ, журналист

"Резервация оптимистов" -- так назвал свою композицию, изображенную на открытке, молодой иркутский художник Илья Смольков. Нет, не окраину мы видим на фотографии, хотя впечатление такое есть, а самый что ни на есть центр Иркутска -- вид с Иерусалимской горы, с подножья лестницы, ведущей к ЦПКиО. Для забывчивых напоминаю -- к Центральному парку культуры и отдыха.

Гляжу на эти скученные «памятники» деревянного зодчества,
мрачный колорит и размышляю: что послужило основанием
для столь парадоксального и по-своему философского взгляда.
И догадываюсь: это мы с вами, живущие в этих лачугах,
шлепающие по грязным улицам, но не слишком углубленные
в себя и в свое подсознание, уверенные в своих силах,
в том, что внешние атрибуты нашей действительности не
есть что-то фаталистическое, ниспосланное нам свыше.
А лишь оболочка, под которой исходят светом наши души
и высокие устремления: «Мы — кузнецы, и дух наш молод…»
Ну, право, не пессимисты же мы, если с такой готовностью
верим в «светлое будущее», в удвоение ВПП, а в действительности
терпим нищету и унижение, выдаваемые высокими чиновниками
за всевозможные реформы, ту же пресловутую монетизацию,
например.

Вот на какие размышления натолкнула всего лишь одна
картинка, занявшая, к слову говоря, призовое
место на конкурсе открыток «Привет из Иркутска», проведенном
года полтора тому назад городской организацией поддержки
творческих инициатив — галереей «Главный стиль» совместно
с творческими союзами художников, дизайнеров, фотографов.

А вспомнилась мне эта работа Ильи Смолькова в связи
с его очередной выставкой, развернутой в одном из залов
все той же галереи «Главный стиль». О самом художнике
можно сказать немного: недавно ему исполнилось восемнадцать,
тем не менее в мире искусства он достаточно хорошо известен
— на его счету около шестидесяти персональных и более
трехсот коллективных выставок во многих странах, в том
числе Европы и Америки. И что любопытно — работы юного
художника даже в ту пору, когда ему едва исполнилось
13, воспринимались не как детские, идущие от
эмоций и ощущений, а как зрелые, за которыми угадывался
человек, размышляющий о глубинной сути нашего бытия.
Причем специалисты, профессиональные живописцы и графики
отмечают самобытность таланта Смолькова, композиционную
стройность и цветовую выверенность, умение по-своему
увидеть реальный факт, событие, явление. Причем с известной
долей иронии и психологизма.

Одно из центральных мест в экспозиции занимает «Автопортрет».
Полотно, на котором изображен сам художник. Он сидит,
спрятав голову в колени, будто хочет от этого мира укрыться;
колени, локти — сплошные углы; он всем неудобен; над
ним нависают какие-то монстры, похожие, по словам одного
из критиков, на чудовищ, являющихся во снах разума у
Гойи. При этом художник обнажен — значит, незащищен.
Его единственное оружие — кисть. На мой взгляд, Илья
Смольков очень верно угадал глубинную сущность творца
— он существует в своем мире, живет своим искусством,
несмотря ни на что.

Вот что говорит искусствовед Тамара Драница: «Я давно
знаю Илью. У него многогранные интересы, он на все
откликается: на политику, на культуру прошлого, на
сегодняшний день. На мой взгляд, мир, который его окружает,
не очень для него интересен. Он как бы со стороны наблюдает
за жизнью и передает свои видения не стандартно, в формах
и красках, язык которых знает лишь он один. Но что самое
интересное: мы понимаем художника, размышляем вместе
с ним, сопереживаем».

В минувшем году Смольков вновь многих удивил: состоявшийся
художник взял и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Впрочем, те,
кто хорошо знает Илью, находят его решение вполне логичным.
Тем более сам он неоднократно признавался, что именно
кино поможет ему самореализоваться как художнику. Что
ж, поживем — увидим. Кто знает, может быть, новая ипостась
Смолькова поможет ему достигнуть новых высот и в изобразительном
искусстве.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры