Сергей Коженков: "Сильная власть - это сильное общество"
Ровно пять лет назад, 10 февраля 2000 года, согласно постановлению губернатора Иркутской области Бориса Говорина в администрации области было создано новое структурное подразделение - комитет по связям с общественностью и национальным отношениям.
Какой была прошедшая «пятилетка», как осуществлял свою
деятельность новый комитет Иркутской областной администрации,
какие задачи решены и что еще намечено — об этом рассказывает
председатель комитета Сергей Коженков в беседе с журналисткой
Ларисой Бахалхановой.
— Деятельность комитета ведется в трех основных направлениях: работа с
общественными организациями, включая и политические партии; работа
с национально-культурными объединениями, и третье направление —
взаимодействие с религиозными организациями.
— Когда вы говорите о работе с общественными организациями, то
имеется в виду и финансовая поддержка?
— В соответствии с действующим законодательством, органы
государственной власти вправе оказывать финансовую поддержку
мероприятий как зарегистрированных, так и незарегистрированных
общественных объединений только на конкурсной основе. Уже в первый
год работы комитетом был проведен конкурс общественно значимых
проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области».
Опыт проведения конкурса доказал эффективность такой формы
взаимодействия власти с общественностью. Конкурс стал ежегодным.
В 2004 году конкурс был проведен в четвертый раз. Из 400 с лишним
представленных проектов 73 признаны лучшими. Их авторы получили
гранты в среднем по тридцать тысяч рублей. (Всего за четыре года за счет
средств областного бюджета было поддержано 250 проектов на общую
сумму около восьми миллионов рублей.). Здесь есть одна интересная
деталь. Право на участие в конкурсе имеют не только юридические, но и
физические лица. Выигранный областной грант помогает активным
людям сделать первый шаг для реализации общественно значимого дела.
Ведь часто бывает так: у человека есть замечательные идеи, но нет денег,
чтобы их реализовать.
Мы скоро объявим конкурс на 2005 год, и все желающие могут подать
заявки на участие.
Главным приоритетом в работе проекта «Губернское собрание Иркутской
области» я считаю поддержку тех инициатив и предложений, которые
способствуют объединению и сплочению жителей наших городов и сел
для решения прежде всего наиболее актуальных на сегодняшний день
проблем. В первую очередь, мы поддержим инициативы, направленные
на помощь инвалидам и социально незащищенным людям.
В этом году мы планируем определить сумму гранта за самый лучший
проект в размере 500 тысяч рублей, а в последующие годы крупных
грантов будет 4-5.
— Действительно, Сергей Александрович, программа грантовой
помощи со стороны исполнительной власти решает не только
проблемы безработицы, воспитания подрастающего поколения, но
и дает толчок к развитию многих социальных процессов, к построению
гражданского общества. А ведь сегодня это одна из важнейших задач.
— Мы живем в трудное время, когда просто необходимо сплотиться перед
таким страшным явлением, как терроризм. Сегодня в центральных
районах России идет активный процесс формирования инфраструктуры
«третьего сектора». В регионах еще путают это с понятием «страны
третьего мира». Но там, где население объединилось перед лицом
опасности, уже все понимают, что власть не может решить всех проблем,
решение многих социальных задач зависит от самого населения. Зрелое
гражданское общество — это общество неравнодушных людей. А задача
власти — способствовать развитию такой инициативности у граждан,
выявлять наиболее эффективные, неординарные предложения с целью их
организационно-финансовой поддержки.
Наш комитет был и будет самым активным сторонником тех проектов,
которые помогают людям сплотиться. Для начала пусть на самом
низовом уровне, там, где мы живем. Когда жители вместе обустраивают
свой двор, свой подъезд, когда они знают друг друга и сообща решают
проблемы, тогда все — и общество, и власть — будут в выигрыше.
— Не секрет, что многие социальные повороты зависят от
политических партий. Особенно наглядно мы наблюдаем этот
процесс сегодня в связи с монетизацией льгот. Каким образом
осуществляется взаимосвязь вашего комитета с региональными
отделениями политических партий?
— На 1 января 2005 года Главным управлением Министерства юстиции
РФ по Иркутской области и УОБАО зарегистрировано 34 региональных
отделения политических партий. Прошлый год, как вы знаете, у нас был
годом многих выборов — президента РФ, депутатов Законодательного
собрания, городских и местных Дум. Год был политизированным,
поэтому комитет по связям с общественностью и национальным
отношениям работал в тесном контакте практически со всеми
региональными отделениями, действующими на территории области. О
ситуации, сложившейся на сегодняшний день, хочу сказать: некоторые
партии разыгрывают свою карту, активно муссируя тему монетизации
льгот. Администрация Иркутской области делает все, чтобы максимально
мягко осуществить переход на денежные выплаты. А социальные
взрывы, различные митинги не добавят здоровья ни старикам, ни
инвалидам. Не решат и проблем. Есть простой, но эффективный путь, по
которому мы пойдем. Комитет будет сотрудничать со всеми
общественными организациями, работающими с теми слоями населения,
которые подпадают под льготы.
— Сергей Александрович, во всех регионах комитеты по связям с
общественностью, являясь проводниками политики губернатора и
администрации, осуществляют и обратную связь с населением. Но в
каждом регионе — свои особенности. Чем отличается наша область?
— Иркутская область, как и другие сибирские территории,
многонациональный субъект Российской Федерации. У нас проживает
свыше 130 национальностей. Администрация области стремится создать
максимально благоприятные условия для согласования и гармонизации
национальных интересов всех народов, проживающих на нашей
территории. Сегодня у нас действуют 60 национальных объединений
разных форм: общественных объединений, национально-культурных
автономий.
Нашему отделу по национальным и межконфессиональным отношениям
удалось наладить деловые и доброжелательные отношения со всеми
национальными объединениями. И в том, что в Иркутской области
сохраняется спокойная этнополитическая обстановка — во многом заслуга
отдела. В национальной политике нет мелочей. Здесь важно все: и
совместное проведение татарских, бурятских, белорусских и других
национальных праздников, которые частично финансируются из бюджета
областной администрации, и все остальные мероприятия, направленные
на укрепление межнационального единства, сохранение языка, культуры.
Эти проблемы мы можем решать только объединенными усилиями. В
конце прошлого года на итоговой конференции народов Иркутской
области было принято решение обратиться к губернатору Иркутской
области Борису Говорину с предложением создать совет национальных
отношений при губернаторе или руководителе администрации
губернатора Иркутской области. В настоящий момент уже решаются
организационные вопросы.
Есть проблемы у коренных малочисленных народов области — эвенков и
тофаларов. В первую очередь, это обусловлено посторонним вторжением
на их территорию. Если весь образ жизни связан с таежными
промыслами, а тайга вырубается, населению ничего не остается, как
покинуть родные места. Эта проблема остро поднималась на третьей
областной конференции коренных народов Иркутской области, которая
прошла в сентябре 2004 года.
Есть еще один немаловажный момент. Многонациональный регион — это
разное вероисповедание его жителей. Сотрудничество с руководителями
всех конфессий — один из принципов работы комитета. Заслон наш
мы ставим только таким религиозным группам, которые часто
маскируются под традиционные религии или проповедают новые учения.
Еще отец дианетики-саентологии Хаббард изрек: «Если хочешь быть
богатым, создай свою религию». Некоторые предприимчивые его
последователи принимают эти слова как прямое руководство к действию.
Наш комитет внимательно следит за ситуацией, связанной с
религиозными движениями, носящими деструктивный характер. Только
совместными усилиями с Русской православной церковью, другими
традиционными конфессиями, а также правоохранительными органами
мы сможем противодействовать негативным явлениям в духовной сфере.
Многие направления общественной жизни требуют особой
согласованности действий, поэтому в этом году мы решили провести
осенью один большой гражданский форум, на который пригласим
депутатов, руководителей различных структур, представителей всех
конфессий и общественных организаций. Это — уже планы
наступившего года.
— В наступившем году одним из главных моментов в стране и области
будет создание Общественной палаты. В прессе идет немало споров
по поводу функций, которыми должен быть наделен этот орган. А
какой вам лично видится Общественная палата в Иркутской области?
— С октября мы работаем над этим проектом. Президент предложил создать
такую дискуссионную площадку, на которой встречались бы общество и
власть. Сегодня многие понимают функции Общественной палаты как
контролирующего органа, который будет вмешиваться в работу
исполнительной власти, милиции, прокуратуры и т.д. Нам что, нужен еще
один контролирующий орган? Я считаю, правильнее обозначить цель
Общественной палаты как органа законосовещательного, который будет
отслеживать законы на стадии их разработки, то есть проводить
разностороннюю экспертизу всех законопроектов. По большому счету,
члены палаты должны будут подняться выше уровня интересов отдельно
взятой организации и помогать решать проблему всей области, а значит,
каждого ее жителя.
В Иркутской области идея создания Общественной палаты получила
однозначную поддержку общественности. К нам обратилось очень много
представителей, и мы провели совещание в конце октября в Доме
дружбы. Пришло около 60 человек, которые активно обсуждали цели,
задачи, форму, порядок формирования палаты. Конечно, не все мнения
совпадали, но постепенно пришли к общим понятиям, была
сформирована рабочая группа, которая и осуществляет теперь
подготовительную работу. В конце марта приедет в Иркутск
председатель комитета по связям с общественностью и религиозным
организациям Государственной Думы РФ Сергей Попов, под
руководством которого формируется закон об Общественной палате
Российской Федерации. Мы обязательно организуем его встречу с нашей
рабочей группой и тогда, я думаю, завершим концептуальную подготовку
соответствующего закона Иркутской области, который не будет
противоречить федеральному законодательству и в то же время будет
отображать интересы всех жителей нашего региона.
— Сергей Александрович, совершенно очевидно, что институты
гражданского общества, вмешиваясь в деятельность органов
государственной власти, стабилизируют многие моменты. Но, на мой
взгляд, есть опасность бюрократизации общественных организаций.
Не получится ли так, что скоро у нас появится множество нештатных
чиновников, вместо нормальной общественности?
— Знаете, я думаю, что нормальное гражданское общество — это общество
неравнодушных людей, которые всюду рядом с нами. Когда тебя не
бросят в беде на улице, в парке, на работе и дома. Помните времена, а
ведь это было совсем недавно, когда возле каждого подъезда сидели
бабушки на скамейках. Так вот это и были настоящие блюстители
порядка. Мимо них не то что грузовик с взрывчаткой не проехал бы, но и
мальчишка с сигаретой не прошел. Это только один из моментов. А в
целом сильное государство — это не только сильная власть, но и сильное
общество.