Фантазия плюс интуиция
Как знаменитые представители богемы в парижской "Ротонде", юные фотографы Иркутска раз в месяц собираются в популярных кафе, чтобы пообщаться, похвастать успехами, обсудить общие задачи и новости фотографического фронта. Ребятам друг с другом хорошо, они все "одной крови". И все-таки, до чего же они разные, эти романтики кадра, фанаты объектива и ловцы неповторимого мгновения! Даже удивительно, что им удалось организационно объединиться и оформиться.
Официально молодежное отделение Иркутского фотографического
общества «Смена» родилось в начале прошлого года. И
произошло это благодаря тому, что в разношерстной команде
начинающих дарований оказался человек, сочетающий в
себе креативный порыв и авантюрную жилку с практицизмом
и организаторскими способностями — качества, обычно
трудно уживающиеся друг с другом. Речь о Владимире Воловикове
— неугомонном лидере «Смены», добровольно взявшем
на себя бремя всевозможных оргпротокольных хлопот.
Как фотохудожник он зарекомендовал себя в направлении
свадебного репортажа. В мае в досуговом центре «Художественный»
с успехом прошла его персональная выставка свадебных
фотографий. Работы Владимира далеки от шаблонов и бытовизны.
Каждый раз, словно впервые вдохновляясь волнующей темой,
он умеет находить неожиданные сюжетные повороты и нестандартные
ракурсы. Его портреты новобрачных, свободные от манерности,
подкупают живым настроением и динамизмом.
Вообще, как считает сам Владимир Воловиков, творчество
тринадцати авторов «Смены» интересно именно тем, что
чертова дюжина растущих фотомэтров (а каждый из них
в будущем претендует на самые крутые вершины мастерства)
пробует себя практически во всех жанрах и направлениях
современного фотоискусства.
Один из самых даровитых «сменовцев», уже увенчанный
лауреатскими лаврами, Григорий Собченко в недавнем областном
конкурсе «Молодость. Творчество. Современность» стал
победителем в номинациях «Фотоискусство» и «Операторское
мастерство» (за съемки документального фильма на экологическую
тему). Фотографические опыты двадцатидвухлетнего Григория
отличает публицистичность и глубина. Сам он определяет
свое творческое направление как репортерское. Больше
всего, по его признанию, Гришу интересует человек с
его неисчерпаемым внутренним миром. Григорий Собченко
сотрудничает с иркутскими газетами и журналами,
выполняет заказы рекламных агентств, творит для себя
по вдохновению. Уверен, что классный снимок можно сделать,
даже не выходя из дома. Именно так, с балкона, он сделал
один из своих выставочных кадров — человек под зонтом, —
запоминающийся интригующим ракурсом и почти осязаемой
мелодикой дождя. В этом необычном снимке, отчасти напоминающем
манеру ранних экспрессионистов, чуть размытый, словно
фосфоресцирующий цвет достигнут с помощью минимальной
компьютерной обработки.
— Вообще, среди наших ребят нет фанатов компьютерных
изысков, — говорит Марк Рыбак, нештатный фотокор
«Восточки». — Хотя мы как представители молодого поколения
фотографов, конечно, знакомимся с новыми технологиями
и осваиваем их. Многие из нас посещают курсы фотошопа.
Нам показывают неограниченные возможности цифрового изображения
и учат использовать их, чтобы максимально приблизить
результат к восприятию живого человеческого глаза.
На мой взгляд, гораздо ценнее
фото, где ярко и выпукло передан неповторимый «аромат»
живого реального события. Настоящим шедевром считаю
снимок из старого советского фотожурнала: черная нефть
в натруженных ладонях, а в ней отражается буровая вышка.
Вот это — высший пилотаж!
Марк учится на факультете рекламы в классическом университете.
Сочетает репортажную съемку с пробами рекламной
фотографии, в которой видит непочатый край предстоящих
открытий.
— Сегодня жизнь день ото дня становится очень быстрой,
стремительной, — размышляет Ирина Лобычева, чья излюбленная
тема — пейзаж, в том числе городской. — В деловой
суматохе люди не успевают заметить то, ради чего стоит
остановиться, чтобы полюбоваться окружающей
нас красотой. Я думаю, именно поэтому художественная
фотография становится особенно востребованной. Иногда,
увидев на выставке какой-нибудь завораживающий снимок,
зрители недоумевают: «Неужели это у нас в Иркутске?
А мы никогда не обращали внимания.» Люди каждый день
проходят мимо чудес и не видят их. А фотограф может
вновь открыть для них: удивительное — рядом.
Оля Чебыкина репортерское поприще считает
одним из самых интересных. Она не согласна с редакторским
диктатом шаблонных подходов к репортажу. Ведь каждое
событие имеет свой неповторимый колорит, магию сиюминутности,
уловимую только с помощью интуиции и фантазии.
У Михаила Коблякова особая ниша: он снимает на концертах
гастролирующих звезд. Тут целый комплекс творческих
задач: показать атмосферу шоу, передать психологический
нерв исполнителей, не забыть о реакции публики. Михаил
— штатный фотограф шоу-клуба «Мегаполис». Он снимал
Кузьмина и «Мумий Тролль», француженку Ингрид и группу
«Ленинград». Самой большой своей удачей назвал фото,
сделанное благодаря его величеству случаю в Москве:
Пол Маккартни, гуляющий по Красной площади. Недавно
он отлично запечатлел иркутское выступление «Deep Purple»,
а заодно и классно отдохнул с классиками рока на Байкале!
Для Андрея Лукьянова фотография — занятие для души.
Неизгладимое впечатление оставляют его японские пейзажи,
любопытными кажутся его эксперименты с портретом.
— Знаете, как получаются лучшие снимки? — спрашивает
он. — А вот когда идешь куда-нибудь или едешь и вдруг
увидел что-то, мимо чего не пройдешь: стоп, надо снять!
Однако, ради этого просто остановиться иногда бывает
недостаточно. Чтобы сделать одну из лучших своих работ,
Андрей вместе с камерой «нырял» под водопад.
Катя Негожева, как и Владимир Воловиков, снимает новобрачных.
Уверена, что некрасивых пар не бывает, потому что в
момент счастья и трепета люди излучают особенный магнетизм
очарования. Его-то и надо суметь передать на фото. Катя
мечтает сделать фотосерию из жизни таежных охотников,
запечатлеть выразительные «лица» охотничьих собак.
Михаил Зыков в последнее время вдохновляется портретами
современниц. Считает, что в Иркутске самые прекрасные
девушки. Он мечтает подняться на мастерский уровень
в жанре ню. Чтобы «переплюнуть признанных нюшников»,
по его мнению, надо отойти от стереотипов, повернуться
от внешней зрелищности к внутреннему психологизму.
Михаил хотел бы избежать в своих работах студийной
постановки. Он понимает, что задача эта сложная, что
для ее воплощения потребуются годы, чтобы внутренне
созреть.
Дмитрий Мальцев занимается прикладной фотографией, он
снимает интерьеры в рекламных целях. Но чем дольше
он держит в руках аппарат, тем острее чувствует, как
фотомуза начинает забирать его в плен и отвлекать от
первоначальной коммерческой задачи. Колдовское это занятие
— фотосъемка. И противоядий от него нет.
Иркутская «Смена», несмотря на свой еще младенческий
возраст, довольно резво форсирует творческие рубежи.
Ребята уже показали землякам три коллективные выставки
в доме-музее Виталия Рогаля. Владимир Воловиков
и Марк Рыбак дерзнули выставиться персонально. У молодняка
громадье планов и амбиций. Ребята охотно и жадно учатся
у старшего поколения профессионалов, а иркутские именитые
маэстро доброжелательно и щедро делятся с ними секретами
ремесла.