Школа благосостояния
Известно, что благосостояние многих стран держится на малом и среднем предпринимательстве, которое, по мнению Алексея Альмухамедова, состоит не только из ларьков и кустарей. Судить об этом Алексей Александрович может профессионально, поскольку прежде чем занять должность начальника департамента предпринимательства среднего и малого бизнеса в администрации Иркутской области он после Иркутского государственного университета занимался академической наукой, прошел курс обучения по президентской программе подготовки управленческих кадров на базе БГУЭП, попробовал себя в бизнесе. Департамент Альмухамедов возглавил весной, и наша встреча, состоявшаяся в первые дни нового года, стала своеобразным подведением первых итогов работы.
— Полагаю, что будет более правильным назвать эту сферу деятельности
региональным предпринимательством, — объяснил свою мысль
Альмухамедов. — Этот бизнес может быть достаточно масштабным и
серьезным. Но в отличие от так называемого крупного
предпринимательства, большая часть прибыли от которого уходит из
области, бизнес, который мы называем малым и средним, оставляет
значительную часть налогов в регионе.
— Какие задачи стоят перед департаментом?
— Знаете, проще сказать, каких нет. Мы, к примеру, не занимаемся
поддержкой конкретных предпринимателей. Бюджет департамента
небольшой, и если мы будем поддерживать конкретные бизнесы, то он
очень быстро закончится. И, как показывает российская практика,
поддерживаются обычно те бизнесы, которые так или иначе близки к
чиновнику: Мы же должны создать систему, гарантирующую равные
условия для всех предпринимателей.
У департамента три основные задачи. Главная
формирование социального базиса доверия между властью, бизнесом и
обществом. Затем задача создания благоприятного климата для
предпринимательства. Сюда входят законодательная поддержка,
устранение административных барьеров, координация проверяющих
структур и так далее…
Наконец, перед департаментом стоит задача формирования эффективной
инфраструктуры, которая обеспечит развитие предпринимательства в
регионе.
— Насколько мне известно, такая инфраструктура уже существует…
— В области на государственные деньги создано 13 территориальных
агентств по поддержке предпринимательства. Функции агентств
определены достаточно точно: консалтинг управленческий,
бухгалтерский, юридический, помощь в выборе сферы деятельности и
организации фирмы. В одних случаях агентства создавались при помощи
областной администрации, в других муниципалитеты обошлись
собственными силами. В частности, в Ангарске, Усть-Илимске и
Байкальске местные органы власти образовали агентства сами. Так что
инфраструктура действительно существует. Но при этом возникает
вопрос, насколько она эффективна.
Для того, чтобы это выяснить, мы выезжали на территории, встречались с
людьми, задавали вопросы: что вы знаете об этой структуре? Как
оцениваете ее деятельность? Опрос, в котором приняло участие 197
представителей малого предпринимательства с 26 территорий, показал,
что 60% людей ничего об этих агентствах не знают, а примерно 60% тех,
кому они известны, не оценивают их работу позитивно.
Пришлось, к сожалению, сделать вывод, что де-юре инфраструктура есть,
но де-факто ее поддержкой мало кто пользуется. Причину мы видим в
том, что в оценке реальных потребностей предпринимателей отсутствует
системный подход. Иначе говоря, инфраструктура поддержки
предпринимательства создается исходя из возможностей власти, а не из
реальных потребностей предпринимательской среды.
Чтобы не быть голословным… К примеру, мы провели предварительную
аттестацию нескольких территориальных агентств (Качуг, Тайшет,
Черемхово и Саянск). И если Черемховское агентство достаточно
неплохо востребовано среди предпринимателей, то, к сожалению, этого
нельзя сказать о Тайшетском агентстве. Честное слово, хочется купить
замок на средства администрации и повесить его на дверь, чтобы не
дискредитировалась сама в общем-то неплохая идея. Но речь идет не о
том, чтобы устранять недостатки в работе отдельных
агентств, а надо так выстроить инфраструктуру, чтобы она
стала востребованной, эффективной в целом — на всей
территории области. А для этого необходимо прежде
всего определить поле деятельности и участников этой
деятельности.
— Вы сумели это сделать?
— Да, мы постарались вовлечь в работу все заинтересованные круги,
особенно ассоциации предпринимателей, и провели в июне, а затем в июле
совещания по вопросам развития регионального бизнеса. В них приняли
участие Торгово-промышленная палата, Некоммерческое партнерство
малых предприятий Иркутской области, Ассоциация выпускников
президентской программы. Кроме того, присутствовали представители
финансовых институтов, таких как «Сбербанк», «Радиан», а также
специалисты из Академии наук, технического университета и
Байкальского университета экономики и права.
Должен отметить, что такая встреча состоялась впервые. Главным ее
результатом стала идея создания структуры, в которой экономический,
социальный и политический аспекты государственной поддержки
регионального предпринимательства составили бы одно целое. Для
создания подобной структуры у нас в области есть все предпосылки:
сильные научные экономическая и управленческая школы, хорошая
финансовая база.
В результате разработан проект создания Центра предпринимательских
возможностей. Его главной задачей является предоставление комплекса
возможностей для предпринимателей по созданию новых бизнесов, в том
числе в высокотехнологической и инновационной сферах.
Предприниматели будут получать полноценную поддержку на всех этапах
этого процесса, начиная с момента появления идеи до момента
реализации этой идеи в конкурентоспособный бизнес.
Проект одобрен губернатором, 16 октября вышло постановление о его
создании. Сейчас проект находится на стадии учредительства. Эту задачу
взяло на себя Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и
предпринимателей Иркутской области.
Кроме того, воссоздан совет по предпринимательству при губернаторе
Иркутской области, который начнет свою деятельность в новом году.
— Реализация столь серьезного начинания нуждается в средствах. Как
будет финансироваться проект?
— Предполагается, что реализация проекта возможна в рамках программы
«Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской
области на 2003 — 2005 гг.», а также за счет средств заинтересованных
предпринимательских объединений. Но это на начальном этапе, в
дальнейшем планируется самоокупаемость проекта.
— Проект — это светлая перспектива. А что мы имеем сегодня в
региональном предпринимательстве? Насколько ему
благоприятствует «климат» Иркутской области?
— Оценить состояние дел можно с двух точек зрения. Одна основана на
цифрах, другая — на том, как видят ситуацию сами предприниматели.
В цифрах дела выглядят неплохо. Мы занимаем четвертое место в
Сибирском федеральном округе — после Новосибирска, Томска и
Кемерова. При этом в последние пять лет ежегодный прирост количества
предприятий составляет 5%, что тоже вполне удовлетворительно.
Для того, чтобы оценить нынешнее состояние дел и перспективы глазами
предпринимателей, мы проводим бизнес-брифинги на территориях.
Прошедшей осенью они состоялись в Черемхове, Саянске и Усолье-
Сибирском. В брифингах принимали участие предприниматели,
чиновники, депутаты, работники агентств. Люди ставят очень жесткие
вопросы. Самые болезненные проблемы связаны с вмененным налогом,
который в Иркутской области больше, чем у соседей, с отношением
власти к предпринимателям и с освещением забот предпринимательства в
прессе.
— Департамент что-то предпринимает для решения этих проблем?
— Предпринимателям важно, чтобы их голос услышали на всех
региональных уровнях, услышали и восприняли. Эта цель на брифингах
достигнута. Предпринимателям были даны системные рекомендации, в
том числе рекомендации по объединению. В этом случае их голос будет
звучать сильнее, и вероятность, что он дойдет до властных структур, станет
выше. Я думаю, что люди уходили с этих брифингов удовлетворенные.
Сейчас мы систематизируем итоги и делаем все, чтобы не разочаровать
ожидания участников. К сожалению, значительная часть вопросов может
быть решена лишь на федеральном уровне. Но и у региональной власти
есть некоторые рычаги. В частности, департамент инициирует внесение
изменений в законодательство по тем региональным коэффициентам,
которые влияют на размер вмененного налога. Надеюсь, что его удастся
оптимизировать.
Вопрос отношения власти к предпринимателем остается болезненным для
всей России. Не случайно Владимир Владимирович Путин на заседании
совета законодателей заявил: «Смотреть на малых и средних
предпринимателей надо не как на захребетников и проходимцев, а как на
источник благосостояния всего региона и муниципалитета».
С целью изменения отношения власти к предпринимательству, осознанию
важности и значимости предпринимательства для региональной
экономики мы провели 2 — 3 декабря в Листвянке семинар-тренинг с
руководителями муниципальных образований области. В нем приняли
участие мэры и первые замы глав администраций 35 (из 38) территорий.
Мы отказались от лекционного метода и провели деловую игру,
попытавшись вовлечь участников семинара в процесс выработки
решений. Игра строилась по схеме: ситуация — декомпозиция — синтез
новой, более оптимальной, ситуации. На мой взгляд, семинар прошел
удачно. Мэры уехали довольные и воодушевленные, с намерением
способствовать развитию предпринимательства.
— Давайте подведем итог. Что, по-вашему, можно считать
главным в работе департамента за прошедший год?
— Главное, я считаю, в том, что нам удалось несколько сдвинуть в
положительную сторону отношение к малому предпринимательству со
стороны власти и общества. Главной же задачей департамента на 2005 год
станет реализация достигнутых соглашений.