Ошибки образования - вина общества
Учебный год в самом разгаре. И несмотря на то, что до выпускных экзаменов еще есть время, родители будущих абитуриентов и директора школ пребывают в подвешенном состоянии. Они переживают, как в Иркутской области пройдет реформа образования и чем это обернется для детей. Но, пожалуй, не в меньшей степени, чем родителей, этот вопрос волнует региональные власти. На них ложится ответственность за то, как эта реформа будет реализована в Приангарье.
16 лет моей жизни потрачены на получение образования. Сначала
среднего, потом высшего. В течение всего этого времени в нашем
образовании ставились различные эксперименты. Я и мои ровесники
чувствовали себя подопытными кроликами. К примеру, в то время как
семилетки поступали в первый класс, я в шесть лет стала ученицей так
называемого нулевого класса. По окончании начальной школы я угодила
в следующий эксперимент — нас поделили по принципу успеваемости:
сильных учеников в один класс, средних — в другой, слабых — в третий.
После шестого класса очередной опыт — я стала ученицей инновационной
школы-гимназии. Там нас разделили (естественно, по собственному
желанию) по классам с гуманитарным уклоном и уклоном
математическим. К получению аттестата я, как и многие выпускники
гимназии, определилась с выбором будущей профессии. Как ни странно,
в конечном счете я осталась довольна результатом эксперимента.
Наверное, мне повезло:
Таким образом, говорить о реформе как о революции в отечественном
образовании оснований нет. Реформа идет давно. Она продолжается
вместе с течением нашей жизни. Как сказал научный руководитель
института развития образования ГУ «Высшая школа экономики» Евгений
Сабуров на семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст»
в Москве, «если школа застывает и там не происходит перемен, значит,
общество прекращает развиваться». С таким утверждением сложно не
согласиться. Тем более что школа и общество сосуществуют в тесной
взаимосвязи. То же самое говорится и в европейской хартии: «Если что-то
плохо в образовании, то обвинять в этом систему образования нельзя,
обвинять надо общество».
Сложность нынешней ситуации состоит как раз в том, что общество
активно выступает против реформы образования. Не поняв сути
модернизации, мы уже выступаем против странной аббревиатуры ЕГЭ
(единый государственный экзамен). Между тем именно ЕГЭ является,
пожалуй, самым главным звеном реформы.
ЧТО ТАКОЕ ЕГЭ?
Единый государственный экзамен предусматривает совмещение
государственной итоговой аттестации выпускников школ и испытаний
для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
Иначе говоря, два экзамена в одном. Главное преимущество ЕГЭ
заключается в том, что абитуриент может стать студентом, не выходя из
стен родной школы. Соответственно, снижается и нагрузка на вчерашнего
школьника. Это особенно важно для Иркутской области, отдаленной от
центра страны. Ведь наши выпускники в одинаковой степени получают
возможность поступать как в иркутские университеты, так и в высшие
учебные заведения Москвы.
По словам Евгения Сабурова, введение единого государственного
экзамена сразу изменило соотношение студентов-москвичей и
немосквичей в некоторых московских вузах. Стало много приезжих
студентов. Правда, в связи с этим возникла новая проблема. Она ярко
проявилась на примере Высшей школы экономики. Оказалось, что
около 20% поступивших немосквичей отказались от обучения. Отправив
свои результаты в столицу и будучи принятыми, студенты столкнулись с
материальными затруднениями. Проживание в Москве не всегда под силу
семьям из отдаленных регионов.
— Это отдельная проблема, — продолжил рассуждение Евгений Сабуров.
— Мы уже начали строить общежитие. Да и все московские вузы имеют
свои общежития. Если будет введен ЕГЭ и будет прием по ЕГЭ, то,
безусловно, ребята из провинции получат реальную возможность учиться
в столице.
Еще одним (и очень важным) плюсом введения единого госэкзамена
является его малозатратность. Ни для кого не секрет, что сегодня
родители будущих абитуриентов задолго до окончания школы бросаются
на поиски знакомых преподавателей вузов, которые могли бы помочь во
вступительном конкурсе «за скромное вознаграждение». С введением
ЕГЭ школьники, имеющие пробел в знаниях, смогут ограничиться теми
же вузовскими подготовительными курсами или репетиторством.
ШКОЛЬНИКИ ПРИАНГАРЬЯ ВОШЛИ В ФОРМАТ
— Минувшим летом наш регион принял участие в эксперименте по
единому госэкзамену, — рассказал заместитель начальника главного
управления общего и профессионального образования Иркутской области
Александр Костин. — С 1 по 8 июня, в дни письменных экзаменов,
аттестационная комиссия в прямом эфире областного телевидения
выбирала темы или комплекты экзаменационных работ. Таким образом,
письменные экзамены были организованы в 95% школ региона.
Остальным учреждениям, находящимся в отдаленных территориях,
телерадиосвязь была недоступна, и учащиеся знакомились с вариантами
заданий по традиционной схеме.
Впервые в Иркутской области для проведения региональных экзаменов с
использованием технологии ЕГЭ были созданы муниципальные
предметные аттестационные комиссии. В их состав вошли специалисты
регионального управления образования, преподаватели Иркутского
института повышения квалификации работников образования,
руководители территориальных отделов образования, а также учителя
высшей и первой квалификационной категорий. К примеру, в Иркутске
работали специалисты из Шелехова. В состав иркутской комиссии
входили также преподаватели русского языка Иркутского
государственного технического университета (ИрГТУ) и Иркутского
педагогического университета (ИГПУ). Комиссия засчитала экзамен по
русскому языку как вступительный на все факультеты педуниверситета,
на гуманитарный факультет ИрГТУ по двум специальностям, на химико-
технологический факультет ИрГТУ по трем специальностям.
— Опыт создания муниципальных комиссий показал, что существенно
повысился уровень организации экзаменов, — подвел итог Александр
Костин. — Явка выпускников была стопроцентной, не зафиксировано
нарушений прав учащихся во время проведения выпускных экзаменов.
В целом итоговая аттестация проводилась традиционно. Выпускники
девятых классов сдавали пять экзаменов: два письменных — по
русскому языку (изложение) и алгебре, региональный экзамен по
биологии, два устных экзамена по выбору. Одиннадцатиклассники
сдавали шесть экзаменов: письменно русский язык и литературу
(изложение или сочинение по выбору), алгебру и начала анализа и
региональный экзамен по химии (тест), а также три устных экзамена по
выбору.
В формате ЕГЭ сдавали экзамены выпускники девятых классов Зимы,
Саянска и Зиминского района. Они прошли тестирование, сдавая
региональный экзамен по физике. Выпускники 11 классов Иркутска,
Усолья-Сибирского, Саянска, Шелехова и Усольского района сдавали в
виде ЕГЭ региональный экзамен по русскому языку. Экзаменационное
задание в виде единого госэкзамена состоит из трех частей: «А» —
тестовое задание, «B» — задание с кратким свободным ответом, «C» — с
развернутым ответом.
Александр Костин рассказал, что в ходе экзамена по физике проверялось
усвоение учебного материала, овладение основными видами
деятельности, в том числе общеучебными. И хотя максимального балла за
работу (32) никто не набрал, результаты выполнения экзаменационного
теста в целом оказались удовлетворительными. Средний процент
выполнения заданий части «А» как по темам, так и по вариантам и работе
в целом является высоким (78,7%). Противоположной выглядит картина
по выполнению заданий части «С». Полностью первую задачу выполнили
всего 5 % писавших работу. Еще 4% выполнили ее с небольшими
недочетами. То есть лишь 9 % выпускников справились с расчетной
задачей, решающейся в два-три действия. Вторую задачу части «С»
полностью выполнили 15,5 % выпускников. 13,7 % от числа
выполнявших работу набрали 27 и более баллов, т.е. получили оценку
«5». Это дети, способные работать на творческом уровне. Следует
отметить, что третья часть из них — учащиеся лицея Зимы и гимназии
Саянска.
Эксперимент с введением формата единого госэкзамена позволил
сравнить результаты экзаменов в городской и сельской территориях.
Качество обученности школьников Саянска составляет 59,1%,
Зиминского района — 54,5 %. То есть примерно одинаковое.
ДИАПАЗОН РАСШИРИТСЯ
По оценкам главного управления общего и профессионального
образования Иркутской области, в 2004-2005 учебном году в Иркутской
области ожидается около 27 тысяч выпускников. Примерно половина из
них пройдет итоговую аттестацию в формате ЕГЭ. Диапазон учебных
заведений значительно расширится: не войдут в эксперимент лишь
школы отдаленных территорий — Бодайбо, Усть-Кута, Мамско-Чуйского,
Киренского и Казачинско-Ленского районов. Единый госэкзамен ребята
будут сдавать по трем предметам: математике, русскому языку и физике.
В эксперименте ожидается участие большинства высших и средних
специальных учебных заведений, а также педагогических колледжей
региона.
Школьники будут сдавать единый госэкзамен только с согласия
родителей. Выпускники, пожелающие сдавать ЕГЭ, должны подать
заявление до февраля 2005 года. Экзамен пройдет в форме тестирования и
будет оцениваться по 100-балльной системе. Для его проведения будет
сформирована государственная экзаменационная комиссия, в состав
которой войдут начальник главного управления общего и
профессионального образования Наталья Малявкина, сотрудники
управления, научные работники, преподаватели, представители советов
вузов, ссузов и органов муниципального управления образования.
Уже весной, в апреле-мае, пройдет пробный единый государственный
экзамен. Эта «генеральная репетиция» нужна для отработки механизма
проведения ЕГЭ. В частности, будет отрабатываться транспортная схема
доставки выпускников к месту сдачи экзамена (не более 45 минут).
В нынешнем году ЕГЭ будет апробироваться в 13 регионах.
Планируется, что в эксперименте примет участие 1 миллион 200 тысяч
школьников из 78 территорий страны. Сдавая экзамены в школах, они
одновременно будут бороться за места в двух тысячах средних
специальных и 1650 высших учебных заведениях страны. Это почти в
два раза больше, чем в прошлом году. В некоторых регионах России,
участвующих в эксперименте с 2001 года, единый госэкзамен будет
проводиться уже в штатном режиме. Часть областей и краев перейдет на
обязательное проведение ЕГЭ через полтора года. И лишь с 2008 года
единый государственный экзамен станет обязательным для всех
российских школ.
ОТ ДЕТСАДА ДО МЕДАЛИ
Единый экзамен — важнейшая, но не единственная составляющая
реформы. Немало разговоров ходит об отмене льгот для школьных
медалистов. До введения единого госэкзамена обладатели «золота» могли
поступить в вуз после отличной сдачи профильного экзамена. Но после
введения ЕГЭ преимущества медали теряются. Однако депутат
Государственной Думы РФ от Иркутской области, заместитель
председателя комитета ГД по образованию и науке Сергей Колесников
объяснил, что формат ЕГЭ не станет «обязаловкой» для всех поголовно
выпускников. У абитуриентов останется право пройти вступительные
испытания в вуз по существующей системе. Но вопрос, много ли будет
таких желающих?
— Медаль, как отличие и как стимул для ученика, все же нужно
сохранить, — считает Сергей Колесников. — В первую очередь это важно
для самого школьника. Хотя и для учебного заведения медалисты —
вопрос престижа.
У депутата своя точка зрения и на так называемый «нулевой» класс.
Сергей Иванович полагает, что такие классы следует организовать не
школах, а в детских садах. Ведь не каждый ребенок в шестилетнем
возрасте готов учиться по-настоящему. Нулевой класс в дошкольном
учреждении, по мнению Сергея Колесникова, должен быть своего рода
игрой в школу. И это будет первым звеном единой системы образования,
которая строится сегодня в России.