Нежилой кодекс
Госдума приняла в третьем чтении Жилищный кодекс и так называемый пакет законопроектов, касающихся создания в России рынка доступного жилья.
Многие положения нового Жилищного кодекса в целом
повторяют основные положения аналогичного документа,
принятого в 1983 году, а главные изменения касаются правил
предоставления жилых помещений по договору социального
найма, которые приведены в соответствие с новыми
экономическими реалиями. Так, согласно принятому
Жилищному кодексу, право на бесплатное предоставление
жилья в порядке очереди теперь имеют только малоимущие
граждане.
При этом жилые помещения по договору социального
найма должны предоставляться особо оговоренным в законе
категориям населения. К ним относятся граждане, квартиры
которых признаны непригодными для проживания или
ремонта, дети-сироты, люди, страдающие тяжелыми формами
хронических заболеваний, при которых их совместное
проживание с другими лицами в одной квартире невозможно.
Одновременно кодекс устанавливает правила выселения
граждан из жилых помещений, предоставленных по договору
социального найма. Согласно этим правилам, выселению в
другое жилье (меньшей площади) подлежат граждане, которые
без уважительных причин более шести месяцев не платили за
квартиру, и выселению без предоставления другого жилья —
те, кто занял помещение самовольно.
Что касается граждан, не относящихся к категории
малоимущих, то им предстоит решать свои проблемы
самостоятельно, а регламентировать эти действия будут теперь
27 законопроектов, касающихся правового регулирования
рынка жилья в России. По мнению экспертов, этот «жилищный
пакет» позволит начать формирование рынка доступного
жилья и даст «зеленую улицу» ипотечному строительству.
Речь идет о снижении цены строящегося жилья путем
конкурсного определения подрядчиков, регулирования правил
выделения земли и расценок на подведение коммуникаций, о
привлечении инвестиций для ипотеки, о защите прав
продавцов и покупателей, об облегчения процедуры
оформления сделок и об уменьшения кредитных ставок. Эти
меры должны, как ожидается, способствовать решению
жилищных проблем, которые, в свою очередь, связаны не
только с желанием людей улучшить свои жилищные условия,
но и с таким объективным фактором, как ветшание жилого
фонда.
Приняв «жилищный пакет», некоторые депутаты
весьма оптимистично говорили о том, что в скором времени
«основная часть работающего населения России сможет
приобретать жилье на рынке», пользуясь инструментами
ипотеки и другими формами кредитов. Однако, по оценкам
финансовых экспертов, уже сформированный спрос на
ипотечные кредиты более чем в 6 раз превосходит нынешние
предложения банковской системы.
Так что успешность национального проекта «Доступное
жилье», как, впрочем, и многих других проектов, упирается в
деньги. Деньги банков, которые пока еще не слишком охотно
работают с длинными и недорогими кредитами, деньги
богатых покупателей, позволяющие алчным застройщикам и
риэлтерам неоправданно повышать цены на жилье, деньги, т.е.
зарплаты рядовых граждан, необходимые как для получения,
так и для погашения кредита, и деньги государства, которое не
сняло с себя обязанности заботиться о малоимущих.
Впрочем, ни в одном из принятых документов не
уточнялось, по каким признакам будут определяться эти
малоимущие, имеющие право на бесплатное жилье, и
сколько их будет. Ведь если соотнести размеры российских
зарплат и уровень цен на жилье, то в эту категорию должно
попасть по меньшей мере 80% населения.
А с другой стороны, приняв нынешнюю ситуацию за
нулевую точку отсчета и предложив игру с чистого лица,
государство с очевидностью ущемило права тех россиян,
которые не только не стали собственниками своего жилья, но и
живут в домах, лишенных элементарных коммунальных благ.
Долгие годы эти люди стояли в очереди на получение
бесплатных квартир, и теперь им предлагают снова ждать:
малоимущим — когда разбогатеет и построит социальное жилье
государство, а всем прочим — когда заработает ипотека и
разбогатеют они сами.