издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кризис на Украине -- крушение СНГ?

  • Автор: Бахтиер ХУДОЙБЕРДИЕВ, политолог

Западные аналитики и СМИ все чаще сравнивают события на Украине с разрушением Берлинской стены. Аналогия проста -- "бархатные" революции в странах Восточной Европы привели к ликвидации Варшавского договора и социалистического лагеря. Сегодня же этот процесс коснулся непосредственно Содружества Независимых Государств. Следуя этой логике, видимо, можно также предположить, что декабрьский 1991 года референдум на Украине по вопросу независимости страны, в свою очередь, положил начало разрушению СССР. Впрочем, уместность этих сравнений подтвердил и сам Виктор Ющенко. Его хорошо срежиссированная кампания "организована блестящим и изощренным умом американских политтехнологов, дипломатов и прочих консультантов", утверждает британская Guardian. При этом газета отмечает, что заказчиком "каштановой революции" стало, несомненно, правительство США... Штаты в случае успеха продолжают свои действия и в других бывших советских республиках. Вероятнее всего, события повторятся в Молдавии и авторитарных странах Центральной Азии.

Известный американский политолог, бывший советник
президента США по вопросам национальной безопасности
Збигнев Бжезинский пошел еще дальше и заявил, что украинская
революция перекинется в скором времени и на Россию.
Французский эксперт в области политической стратегии
Жерар Шальян утверждает в Liberation, что в настоящее
время мы присутствуем при классическом применении американской
политической тактики, называемой roll-back (оттеснение).
Этот термин «холодной войны» принадлежит госсекретарю
США Джону Фостеру Даллесу, который высказывался за «оттеснение»
Советского Союза. «Времена уже давно другие, но Вашингтон
вновь намерен применить данную стратегию по отношению
к России, — отмечает Х. Шальян, — и Украина сейчас
стала отправной точкой ее реализации». Эксперт напоминает,
что вообще в интересах США — держать Россию в рамках
«региональной державы». И в свете этого сейчас Соединенным
Штатам необходимо опереться на такие государства Восточной
Европы, как Польша и Украина, чтобы помешать России
возродиться в качестве сверхдержавы.

Большинство российских политиков и наблюдателей также
высказывают довольно критические комментарии по поводу
событий на Украине. При всей разности оценок действий
властей и оппозиции практически все сходятся в одном
— политический кризис в этой стране выявил колоссальную
опасность не только для стабильности и предсказуемости
интеграционных процессов в СНГ, но и непосредственно
для самого существования Содружества.

Полагаю, что нам необходимо прежде всего именно в
таком широком контексте рассматривать события на Украине,
и я во многом согласен с такими оценками. Более того,
имею на это определенные дополнительные основания —
с середины августа работал в составе миссии наблюдателей
от Международной организации по наблюдению за выборами
в странах СНГ (CIS EMO). И главный вывод, который могу
сделать: происходящее в стране не что иное, как звено
единой глобальной программы по смене политических режимов,
к которой ни одна из стран Содружества не готова.

Миссия CIS EMO, рассматривая Украину как суверенное
и демократическое государство, не раз призывала западных
международных наблюдателей сохранять беспристрастность,
объективность и не позволить втянуть себя в предвыборную
борьбу на чьей-либо стороне. В этой связи миссия неоднократно
заявляла, что намерена строить свою работу на основе
взаимного сотрудничества с наблюдателями из других стран
и международных организаций, работающих на поле контроля
за выборами. Однако западные коллеги никак не реагируют
на эти призывы. Более того, они ответили молчанием на
нашу инициативу по созданию Временной группы международных
наблюдателей «Миссия честности». В нее вошли представители
от CIS EMO, Института стран Восточной Европы и СНГ и
организации «За справедливые выборы». Видимо, наблюдателей
от ОБСЕ и других не устроило то, что группа в своей
работе опирается исключительно на действующее законодательство
Украины и ратифицированные ею международные акты и договоры.

Западные наблюдатели сфокусировали свою деятельность
не на основных положениях своих мандатов, связанных с
оказанием помощи и содействия властям принимающего
государства по всему спектру деятельности ОБСЕ, а
исключительно на функциях мониторинга ситуации в
области прав человека и демократических институтов. К
тому же работа руководства «полевых миссий» и
высокопоставленных западных деятелей свелась не
просто к неоправданной критике внутренней политики
правительства Украины, но и к грубому давлению на
руководство государства.

Постоянно заявляя о наличии российского вмешательства
в избирательный процесс, господа наблюдатели как-то
умалчивают о многомиллионной «Программе защиты прав
избирателей во время проведения президентских
выборов», которую осуществляет «Фонд поддержки
демократии» Посольства США на Украине. Кроме этого
источника прямого финансирования, украинская оппозиция
получала помощь через множество вышеуказанных
грантовых НПО, среди которых небезызвестная
соросовская Freedom House.

И это не гипотетические
выкладки или инсинуации. На днях
конгрессмен-республиканец Рон Пол открыто назвал
заявление администрации США о недопустимости
иностранного вмешательства в политические процессы на Украине
«верхом лицемерия». По его данным, Агентство
международного развития США предоставило несколько
миллионов долларов Freedom House на проект
«Польско-американо-украинская инициатива
сотрудничества», в рамках которого средства были
направлены организациям, поддерживающим В. Ющенко.
Заметив, что средства в предвыборный штаб оппозиции
поступают и по некоторым другим каналам, Р. Пол
выразил опасения, что это лишь «верхушка айсберга».
«Финансирование иностранцами американских выборов по
праву считается противозаконным деянием. Однако именно
этим мы сейчас сами занимаемся за рубежом», —
подчеркнул представитель конгресса США. Недавно прозвучала
цифра 65 млн. долларов, которую США направили на
финансирование оппозиции за последние 2 года. Не это
ли еще одно доказательство реального применения
политики двойных стандартов?

Итоги международного наблюдения за выборами
президента Украины лишний раз подтверждают
своевременность выводов, ранее сделанных лидерами
стран СНГ относительно положения дел в ОБСЕ.
Инициативы по улучшению положения дел в организации,
изложенные в московском заявлении от 3 июля 2004 г. и
обращении к партнерам по ОБСЕ, принятом в Астане 15
сентября 2004 г., призваны ликвидировать имеющиеся
перекосы в деятельности этого международного
института.

«Сегодня налицо серьезный дисбаланс между
тремя измерениями безопасности — военно-политическим,
экономическим и экологическим, а также гуманитарным.
Происходит явная трансформация приоритетов в сторону
гуманитарной проблематики. Выборочное повышение
внимания к одним странам при игнорировании проблем в
других государствах-участниках является нарушением
мандата ОБСЕ и свидетельствует о наличии в
организации практики двойных стандартов и селективных
подходов, нежелании учитывать реалии и особенности
отдельных государств». «Это, в частности, проявляется
в работе Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и
правам человека (БДИПЧ), которое занимается в
основном мониторингом и зачастую носит
политизированный характер и не учитывает специфику
отдельных государств», — говорится в московском
заявлении.

Лидеры стран СНГ призывали ОБСЕ провести
всеобъемлющий анализ избирательного законодательства
в государствах-участниках,
разработать единые стандарты, общие критерии и
методологию объективного наблюдения за выборами и
непредвзятых оценок их итогов. Однако эти инициативы
на софийском заседании Совета министров иностранных
дел ОБСЕ так и остались без должного внимания. Иными
словами, были отвергнуты.

Следует особо отметить,
что главная цель нашей миссии не играть в пользу или
против того или иного кандидата. Мы считаем, что
политики приходят и уходят, а движение к демократии
на всем пространстве СНГ должно быть поступательным,
без скачков. Обществу, простым гражданам это гораздо
нужнее, чем записным или ряженым демократам-миссиям. И
совершенствование законодательства, усложнение
избирательных кампаний также должны происходит в
тесной взаимосвязи с поступательным развитием
общественно-культурных и множеством других
особенностей. Иначе может возникнуть реальная
опасность подрыва стабильности и неуправляемого
развития событий.

В этой связи, полагаю, что странам СНГ следует в
кратчайшие сроки принять консолидированное решение о
немедленном введении в действие на пространстве
Содружества Конвенции стран — участниц СНГ «О стандартах демократических
выборов». Причем, она должна стать
нормоустанавливающим документов в области организации
и проведения демократических выборов в обязательным
для исполнения всеми международными наблюдателями,
приглашаемыми в страны СНГ.

Думаю, что этот избирательный кодекс будет помогать
демократическому развитию национальных избирательных
систем и являться своего рода защитой от всякого рода
политических спекуляций при оценке выборов. Также,
видимо, необходимы срочные консультации в рамках
организации Договора о коллективной безопасности.
Нашим странам нужно объективно и всесторонне
проанализировать складывающуюся на пространстве СНГ
ситуацию и попытаться выработать эффективные меры по
укреплению безопасности и стабильности
государств — участников договора.

Это тем более актуально в условиях, когда западные
политики обратили теперь свой взор и на другие страны
СНГ. В ближайшем будущем в Узбекистане,
Молдове, Кыргызстане и Таджикистане должны состояться
важные выборные кампании. Например, США уже объявили,
что берут на себя все расходы по маркировке пальцев
избирателей в Кыргызстане на выборах парламента и
президента. Американский посол в Душанбе Ричард
Хоугленд 2 декабря в своей речи перед
демократическими НПО Таджикистана особо отметил
деятельность представительств таких американских
организаций, как уже небезызвестные Национальный
демократический институт США, Freedom House.
Относительно событий в Грузии и на Украине
высокопоставленный дипломат считает, что там
«демократические силы выразили свое политическое
недовольство мирным образом. Они вышли на улицы, но
не взяли в руки оружие. В этом суть демократии —
люди выражают свою волю и настаивают на осуществлении своих прав
мирно». В заключение своей многозначительной речи
г-н Хоугленд поздравил представителей таджикских НПО
с «героической работой», которую они «выполняют для
своего общества и для своей страны».

Уверен, что странам СНГ настало время действовать на
опережение. Пока еще не прибыл «добрый, но строгий
дядя в пробковом шлеме», который «будет указывать
политическую целесообразность, по которой они должны
жить».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры