Под сенью Золотого петушка
Задушевный разговор на отвлечённые темы При слове "философия" кое-кто из нас цепенеет, словно кролик перед удавом, кто-то по неизвестно какой причине начинает отчаянно зевать, некоторые делают умное выражение лица и всем своим видом показывают свое понимание огромности, ну просто необъятности этого феномена. И даже обладатели физиономий, отнюдь не обезображенных интеллектом, напускают на себя мрачно-задумчивый вид, полагая, видно, что именно так должны выглядеть лоцманы мыслительных бурь. А есть и такие, кто вспоминает зачуханного нашего дворника дядю Ипполита, большого любителя пофилософствовать за жизнь. Но, как говорит один из героев "Трех толстяков" Юрия Олеши, шутки в сторону: принесли торт!
Сегодня у нас в гостях добрый друг «Восточки» заведующий
кафедрой технического университета, доктор
философии Анатолий СИРИН.
С гостем встретился журналист Олег БЫКОВ, сам, кстати,
весьма неравнодушный к этой даме — чопорной, своенравной
и прихотливой — философии.
О.Б. Прежде всего, Анатолий Дмитриевич, разрешите вас поздравить с наступающим
Новым годом. Ну и, естественно, пожелать вам счастья,
здоровья, успехов и всего наилучшего!
А.С. Со своей стороны вам и всем сотрудникам «Восточки» желаю
того же самого!
О.Б. Я слышал, что философы встречают Новый год не так, как
все, по-особому.
А.С. Кто это вам сказал?
О.Б. Кто сказал, неважно. Правду сказал?
А.С. Конечно, философы в массе своей люди со странностями,
но и они, чего греха таить, тоже любят выпить и закусить.
Поэтому и готовят новогодний стол подобно всем остальным
с учетом этих пристрастий. Другое дело, как они ведут
себя и что говорят в промежутках между тостами.
О.Б. Наверное, выясняют проблему цели и смысла жизни?
А.С. Это они уже давно выяснили. Нынешний любитель мудрости
все больше склоняется к вопросам бессознательного. А
без помощи Бахуса проникнуть в их суть невозможно. Не
зря же древние утверждали, что истина — в вине! Но,
чтобы истина перелилась из бутылки в голову, вино должно
быть выпито. Иначе как мы овладеем истиной? Вот и приходится
ломать голову над проблемой, приводя себя в состояние
«без сознания».
О.Б. Фрейд вроде бы в этом случае прибегал к помощи секса?
А.С. Прибегать-то прибегал, только проблема эта по-прежнему
лежит в ожидании своего решения.
О.Б. Хотел бы спросить вас всерьез: как философы относятся
к всевозможным мистификациям, всякого рода Дедам Морозам,
Снегурочкам, ряженым, которые являются непременными
персонажами новогодних и рождественских праздников?
А.С. Разные философы по-разному. Мое детство пришлось
на военные годы. Но и тогда, впрочем, как и теперь, Дед
Мороз представлялся моему воображению реальным, седобородым
старцем. У нас в ту пору было с кем его сравнивать.
В деревенской глуши во время войны оставались одни старики
да старухи. Каждый или почти каждый старик имел по
преимуществу белую бороду и одевался зимой в натуральную
овчинную шубу, подпоясанную кушаком, и меховую шапку-ушанку.
Настоящий Дед Мороз! Не то что нынешнее племя Санта-Клаусов,
завезенных к нам из заморских стран. Они вроде бы и
похожи на наших Дедов Морозов, да не то.
О.Б. Но ведь это как вы говорите, всего лишь миф,
сказка, не более того.
О.С. Без сказки и мифа человек, в том числе современный,
немыслим. Попробуйте отнять у ребенка сказку. Сказочное
— это объективная реальность, в которой живут и воспитываются
дети. Да и не только дети. Я давным-давно уже
не ребенок, но готов вновь и вновь обманываться, глядя
на настоящего, нашего родного Деда Мороза. Спасибо ему
за то, что он есть!
О.Б. А что вы скажете относительно известного
утверждения философа, что в одну и ту же реку нельзя
войти дважды?
А.С. У Гераклита есть еще одна крылатая фраза, которую часто
вспоминают, в том числе, а может быть, чаще других, журналисты:
«Все течет, все изменяется». Истина эта становится еще
более очевидной, если мы уподобим нашу земную жизнь
водам реки, текущей «от рождения до тризны».
О.Б. Не склонен спорить с Гераклитом да и с вами, Анатолий
Дмитриевич, насчет привереды — реки, тем более, что вы
оба правы, но вот на что мы действительно
горазды, так это наступать на собственные грабли, и
не то что дважды — несчетное количество раз! Весь лоб
в синяках, а нам все мало.
А.С. Думаю, наступающий год прибавит нам не только
счастья, но и ума, чтобы не повторять очевидных экономических,
политических и иных промахов прошлых лет. Что касается
граблей, то впору говорить о своеобразии российского
менталитета, этаком витании в заоблачной выси. Для нас,
пожалуй, самый верный и едва ли не единственный способ
стать счастливым — вообразить себя таким. С другой
стороны, есть в нашей жизни удивительный парадокс: скромно
существующие люди имеют божественную возможность быть
счастливее тех, кто купается в роскоши.
О.Б. Почти Конфуций! Ведь это он находил радость в том,
что жил на отрубях с водой, спал, подложив ладошку вместо
изголовья. Богатство же, знатность, обретенные нечестно,
казались ему проплывающим мимо облаком. Боюсь, Анатолий
Дмитриевич, эта философия вряд ли воодушевит ваших студентов,
да и вообще нынешнюю молодежь.
А.С. У нас, русских, есть хорошая пословица: «Богатство
— с деньгами, а голь — с весельем». Совсем как у Эпикура:
«Веселая бедность — вещь честная». Но какая же это
бедность, если она веселая?! Беден не тот, у кого мало
что есть, а тот, кто хочет иметь больше; другими словами,
кому и в бедности хорошо, тот богат.
О.Б. Выходит, мы с вами богачи!
А.С. Не подумайте, ради Бога, что я идеализирую, романтизирую
нашу веселую нищету.
О.Б. Поскольку грядет год Петуха, думаю, уместно вспомнить
«Сказку о золотом петушке» А.С. Пушкина. Петушок предупреждает
царя Дадона об опасности, грозящей большими бедами.
Оказалось, что тем самым врагом, из-за которого гибнут
оба сына царя да и сам Дадон, является… женская красота.
Полагаю, имеет смысл прислушаться к шутливому нравоучению,
которым сказка заканчивается:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
А.С. Ох уж эти женщины! В пламени их чар, как мотыльки,
сгорают лучшие представители рода мужицкого. Между прочим,
«дамский вопрос» во все времена занимал не последнее место
в философских штудиях. Боюсь назвать имя мыслителя,
который так или иначе не коснулся бы этой вечной, как
мир, и всегда волнующей темы. Вот, навскидку, парочка
высказываний: «Пусть женщина будет игрушкой, чистой
и лучистой, как алмаз, сияющий добродетелями еще не
существующего мира», «Двух вещей хочет настоящий мужчина:
опасности и игры. Вот почему ему нужна женщина как опасная
игрушка»…
О.Б. Мне нечего к этому добавить.
Кроме одного. Недавно, перечитывая «Дневник одного гения»
Сальвадора Дали, вновь удивился и порадовался одной его
мысли. Думаю, художники, да и не только, меня поймут:
«Когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать
картину, совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил
ангел».
А.С. Как тут не привести еще одну сентенцию: «Говорят,
что мужчины родятся красивыми. Это предрассудок: красивыми
мужчины становятся. А делают их такими женщины».
О.Б. Помню вас еще молодым философом. Не раз приходилось
встречаться и в редакции газеты, ведь вы давнишний автор
«Восточки». Помните вакханалию вокруг андроповской
антипропаганды — надо, дескать, развенчивать вражеские
идеологические происки… Мы-то с вами понимали, что
это блеф, посмеивались и готовили публикации типа «Легко
ли быть молодым» или «Издержки оптимизма».
Кстати, как лично вы относитесь к тем переменам, которые
произошли за последние 10—15 лет в нашей стране?
А.С. Философски, в соответствии с народной мудростью:
все, что ни делается, к лучшему. Я сторонник гегелевской
философии истории. Помните его знаменитый тезис «Все
действительное разумно, а все разумное действительно».
Существует жесткая логика исторических процессов, совершающихся
согласно объективным законам диалектики. Их не обойдешь
и не объедешь. Хочешь не хочешь, а новый год на носу.
О.Б. Кажется, Маяковский утверждал, что поэзия, дескать,
баба капризная. А что бы вы сказали о философии? Что
это за девушка — тихопомешанная блудница, ясновидящая,
целительница, коварная искусительница? Какие же прелести
очаровали вас, что потянуло к ней?
А.С. Сразу на этот вопрос и не ответишь. В связи с вашим
вопросом вспоминается давнишний «бурятский» анекдот.
По Ангарскому мосту, может быть, под самый Новый год,
в овчинной шубе и с трубкой в зубах спешит в сторону
вокзала старый бурят. Вдруг он слышит идущие из-под
моста крики о помощи. Тонет человек. Не раздумывая,
старик в чем был бросается в воду и вытаскивает утопающего
на берег. Не успел еще он опомниться, появляются журналисты,
фотографы. Спрашивают: «Что, что толкнуло вас на этот
воистину героический поступок?» Старик в своем бесхитростном
деревенском простодушии и отвечает: «Не знаю, хахая
холера меня толхнула».
Так что же меня толкнуло к философии? Думаю, решающую
роль здесь сыграла любовь, стремление отыскать корень
сущего.
О.Б. Что вы имеете в виду: корень дерева или тот корень,
о котором говорит Козьма Прутков? Помните его знаменитый
афоризм: зри в корень?
А.С. Я же сказал: корень сущего, например, пR2.
О.Б. Это что-то из математики?
А.С. Конечно, не из химии. Из математики — да, но и из
философии тоже. Платон, один из великих древних любомудров,
считал, что философию должен интересовать не тот несовершенный
круг, который создается руками человека, а идея круга
— пR2. Так что же важнее — круг или идея круга? Идея-то
меня и подтолкнула заняться философией.
О.Б. Выходит, вы идеалист?
А.С. Официально считался диалектическим материалистом,
а в глубинах души своей был, скажу откровенно, идеалистом.
О.Б. Значит, лукавили?
А.С. Мы все в известной мере лукавим. Одни больше, другие
меньше. Когда вы меня поздравляете с Новым годом и
желаете мне счастья, сибирского здоровья, любви
и прочих несбыточных материй, вы тоже лукавите. Вы в
душе своей лучше меня знаете, что в моем-то возрасте
какое уж там сибирское здоровье. Не до жиру, быть бы
живу. Да и самое это сибирское здоровье — бог знает
что. Подкосило нас, сибиряков, ныне со здоровьем. Немощны
мы и физически и душевно.
О.Б. Ну уж, все так и немощны. Есть богатыри.
А.С. Есть. Но больше слабаков. Распутин в своей последней
повести «Дочь Ивана, мать Ивана» устами своего героя
разъясняет, что наш сибирский мужик лишился былой
силы, потерял какую-то хреновину, в результате женщины
оказались сильнее мужиков.
О.Б. А что вы скажете про любовь да про счастье?
А.С. Ну, если здоровье по большей части из области медицины,
то любовь и счастье — наши родные философские, а лучше
сказать, философско-этические понятия. Тут нас не
собьешь. Ведь и само название «философия» содержит в
себе слово «любовь». А любовь к кому, т.е. к чему,
сам догадываешься.
О.Б. К мудрости, что ли?
А.С. Вот ее-то нам и недостает. Это и есть, может быть,
та хреновина, которую мы потеряли. Если, конечно, имели.
О.Б. Получается, что одни лишь философы полны любви и
мудрость их не покинула.
А.С. Это вроде бы понарошку получается. Настоящий философ
имеет дело не с подлинным счастьем и не с действительной
любовью, а с их понятиями, то бишь категориями. Он
обретается в стихии виртуальности. Пока он говорит или
пишет о любви, она шмыг и к другому, который никакого
понятия о ней не имеет. Со счастьем и того хуже. Оно
почти всегда поворачивается к философу спиной.
О.Б. А если говорить о той же любви всерьез, не понарошку?
А.С. Если всерьез, то лучше апостола Павла о любви, пожалуй,
еще никто не сказал. Не могу удержаться, чтобы не привести
хотя бы несколько слов из его 1-го послания к коринфянам.
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на
сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой
пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла; не
радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает,
всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда
не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки
умолкнут, и знание прекратится». Трудно что-либо добавить
к этим мудрым словам.
О.Б. А счастье?
А.С. Счастье — это из другой обоймы. Я не лингвист, но
сдается мне, что оно близко не только по звучанию, но
и по смыслу к слову «соучастие» (не в юридическом, разумеется,
понимании этого термина). Счастье — это, скорее,
блаженное, тихое, мирное состояние души нашей, ее соучастие
в служении добру и красоте.
О.Б. Возвышенно философы научились говорить.
А.С. Нужда заставит.
О.Б. Так уж вы и бедны. Вроде бы ни кола, ни двора. И
к женщинам безразличны, и хата сгорела.
А.С. До этого еще не дошло, но и богатством похвалиться
не можем. Скажу вам по секрету: бедные мы, философы.
Впрочем, как и журналисты. Философ в сегодняшней ситуации
напоминает короля Лира, который раздал своим детям все
имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили
на улицу.
О.Б. Недавно в одном из изданий увидел карикатуру, где
изображен попрошайка в шляпе и со скрипкой: «Подайте
доктору философии». Мимо проходит мусорщик с корзиной:
«Сожалею, приятель, но я сам с высшим образованием».
Тем не менее я уверен, что в наступающем году станем
богаче. Вы-то что прокукарекаете насчет года Петуха?
Лучше, хуже?
А.С. Петуху проще. Он запоет посреди ночи, и, будьте уверены,
утро наступит. Новогодняя ночь — веселая ночь, но
какой бы веселой она ни была, утром все равно наступает
похмелье. Утро вечера мудренее.
О.Б. Думаю, есть смысл прислушаться к словам Гете: «Если
радуга долго держится, на нее перестают смотреть». Пожалуй,
пора подвести черту. И, конечно же, закончить нашу беседу
тостом. Новый год — апофеоз контрастов: на улице мороз,
снег, темно, а дома сверкают огни, весело, тепло, нарядная
елка, праздничный стол. Пусть же в новом году, как бы
ни бушевали вокруг ветры и невзгоды, в доме и на душе
будет светло и уютно.
За исполнение желаний!