Потерянный фарватер
Киренск с нетерпением ждет действий властей, которые должны последовать вслед за завершившейся недавно проверкой Счетной палаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Киренская РЭБ флота". Однако у тех, кто на протяжении последних лет следит за судьбой этого предприятия, предварительные итоги работы инспекции Счетной палаты вызывают разочарование. В поле зрения инспекторов попал лишь временной промежуток с декабря 2002 по май 2004 года.
Многие могут удивиться, что в нарушение всех регламентов результаты проверки
обсуждаются до решения коллегии Счетной палаты. Однако утечка информации не является
итогом шпионажа заинтересованных лиц, выводам инспекции придали гласности сами ее
сотрудники. Начиная с 19 ноября руководитель инспекции Алексей Бойко развел активную
деятельность в связи с завершением проверки. Было проведено множество совещаний: на
Киренской РЭБ флота, с заместителем главы администрации Иркутской области Евгением
Королевым и руководителем территориального управления Росимущества Николаем
Денисовым. А встреча с журналистами вылилась в сюжет на областном телевидении.
Таким образом, содержание акта проверки для всех теперь является секретом Полишинеля. И
тот, кто захочет узнать, в каком виде информация о состоянии дел на предприятии ляжет на
стол к председателю Счетной палаты Сергею Степашину, наверняка без труда изыщет
способы сделать это. Тем более на встрече с трудовым коллективом Киренской РЭБ флота
не только были обнародованы факты нарушений, выявленные проверкой, но и сделаны
предложения по исправлению ситуации. А участники совещания даже смогли скопировать
документы. Явно, для некоторых это был повод вздохнуть спокойно. Поскольку из контекста
финансово-хозяйственной жизни предприятия были вырваны только полтора года (что уже
является подозрительным).
При более детальном рассмотрении эти полтора года окажутся очень характерными для жизни
компании, которая всегда подчинялась интересам конкретных людей, стоявших у руля РЭБ.
Причем и до отмеченного проверкой аудиторов периода, и после никто из тех, кто руководил
РЭБ, не вели себя как наемные менеджеры на службе у государства, владеющего контрольным
пакетом акций компании. Директора компании менялись, но не менялся их стиль
управления. Как правило, в руководстве оказывались люди, имеющие, видимо, весьма
абстрактное представление о государственной собственности, не говоря об акционерной. Они
предпочитали распоряжаться ею на свое усмотрение.
Заключение комиссии Счетной палаты содержит выводы, которые можно назвать
относительно справедливыми и условно объективными. Инспекция не проявила интереса, к
примеру, к деятельности компании в 2004 году и сочла его непрезентативным для Счетной
палаты, хотя именно в нынешнем году по результатам финансово-хозяйственной деятельности
были возбуждены уголовные дела, и как раз в отношении людей, пришедших к власти в
результате событий этого года. В актах проверки ОАО «Алексеевская РЭБ флота» и ОАО
«Киренская РЭБ флота» отмечены нарушения при подготовке и проведении собрания
акционеров в декабре 2002 года, но в представленном Алексеем Бойко отчете даже не нашел
отражения тот факт, что решения собраний акционеров не признаны судом незаконными.
И наоборот. В документах практически не упомянута ситуация, касающаяся избрания 4 июня
генеральным директором предприятия Евгения Гольберга. А вот его избрание было признано
судом незаконными. И это решение суда вступило в силу 16 ноября, еще до отъезда Алексея
Бойко из Иркутской области. Решения собрания запрещены к исполнению как самим
Гольбергом, так и иными лицами. Причем все попытки оспорить это определение суда были
тщетными. Оно было оставлено в силе, в том числе и апелляционной инстанцией
Арбитражного суда Иркутской области. В акте, между тем, на этот счет лишь констатирован
факт, что на собрании акционеров 11 мая не было кворума, это позволило 4 июня провести его
с пониженным кворумом в 30%, на котором Евгений Гольберг и был избран генеральным
директором. Но можно ли считать это утверждение соответствующим действительности?
Алексей Бойко в интервью Иркутской государственной телерадиокомпании указал на факт
продажи судов по заниженным ценам. В сюжете сказано, что именно «это привело к кризису»:
увеличились долги перед кредиторами, появилась задолженность по зарплате перед
работниками. Необходимо уточнить, что в 2003 году действительно была реализована партия
судов класса «река-море». Ни одно судно, участвовавшее в программе северного завоза,
продано не было. В то же время эксплуатация судов класса «река-море» в бассейне Лены
неэффективна и затратна. К такому же выводу приходят и аудиторы Счетной палаты,
констатируя целесообразность вывода таких судов в другие водные бассейны. К этому есть
объективные предпосылки. В течение последних лет грузовая база на Лене снизилась с 16
миллионов до 1,5 миллиона тонн.
Констатируя факт причинения ущерба в результате продажи флота, проверяющие не учли
историю, предшествующую этим сделкам. Проданные суда находились в бербоут-чартере,
проще говоря, в аренде. Все договоры были заключены еще в 1998-2000 годах (а значит, и не
анализировались инспекцией, потому что не вошли в интересующий ее промежуток времени).
Доходы от сдачи судов в бербоут-чартеры не покрывали даже затрат на их текущий ремонт и
переоборудование, не говоря о том, чтобы приносить прибыль.
На начало 2001 года в Алексеевской РЭБ флота имелась задолженность перед фрахтователем,
составлявшая 2,5 миллиона долларов США. И в качестве залога под эту задолженность были
переданы восемь судов. Руководство ОАО «Киренская РЭБ флота» в протоколе переговоров с
фрахтователем признало задолженность перед фрахтователем за произведенный ремонт и
переоборудование в сумме 1,5 миллиона долларов США. Протокол подписан Владимиром
Перетолчиным, который на тот момент был генеральным директором Киренской РЭБ флота, а
сейчас исполняет обязанности заместителя генерального директора. Обратите внимание, что
фактические затраты на переоборудование и ремонт пяти судов, сданных Киренской РЭБ в
бербоут-чартер, составили 3 миллиона долларов.
Инспекция не учла судебные акты, касающиеся сделок по продаже судов. Совершались
попытки их оспорить, но суд не усмотрел в них ничего незаконного, как в отношении продажи
судов Алексеевской РЭБ флота, так и Киренской РЭБ флота. К тому же реализация судов
производилась по рыночной цене, определенной независимым оценщиком и подтвержденной
ТПП Иркутска, в то время как до 2003 года Минтранс РФ разрешал продажу флота по ценам
не ниже остаточной стоимости. А поскольку общая сумма сделок не превышала 25% от
балансовой стоимости активов, они входили в компетенцию генерального директора, их
одобрения со стороны совета директоров и собрания акционеров не требовалось.
При оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий в 2003 году не были учтены
сложные климатические условия навигации этого периода. По причине «низкой воды»
простой судов на Лене продолжался 75 судо-суток. Но при этом не был взят в расчет и тот
факт, что в течение почти всего 2004 года Киренской РЭБ флота управляла группа
нелегитимных менеджеров во главе с Евгением Гольбергом. В отсутствие чистой прибыли
они вели выплату дивидендов и вознаграждения за работу в совете директоров, в то время как
персонал не получал заработную плату, которая задерживается на пять месяцев.
Надо ли говорить о признаках субъективности в выводах инспекции Алексея Бойко? Говоря
журналистам о грубых нарушениях законов бывшим руководством Киренской и Алексеевской
РЭБ флота, которые привели к кризису на речных предприятиях, инспектор молчит о том, что
власть на наполовину государственном предприятии захватили самозванцы. По его словам,
Росимущество добивается смены менеджмента предприятия. Но при этом уважаемый
инспектор оставляет за скобками то обстоятельство, что чиновники пытаются назначить
легитимных управленцев вместо людей, которые обманным путем провозгласили себя
директорами. Кстати, на Алексеевской РЭБ флота кадровый вопрос уже урегулирован. Там
гендиректором предприятия назначен уважаемый речниками человек — Николай Лотарев.
Интересно, что имел в виду Алексей Бойко, когда говорил, что Киренскую и Алексеевскую
РЭБ «лихорадит с 2002 года»? Финансовые проблемы начались на обоих предприятиях
гораздо раньше. Первые рассмотрения на балансовых комиссиях Федеральной службы по
финансовому оздоровлению и банкротству начались еще в 1999 году. А то, что инспекция не
стала изучать ситуацию на предприятиях до 2002 года, еще не значит, что там все было
гладко.
Это так же как и в случае с другой цитатой: «Минимущество, владеющее контрольными
пакетами акций Киренской и Алексеевской РЭБ флота, сменило руководство предприятий.
Генеральным директором КРЭБ назначили Александра Артамонова, Алексеевской —
Юрия Хегая. Именно их деятельность проверяла Счетная палата». Никому и в голову не приходит,
что у государства были веские основания для таких действий. Получается, что в Счетной палате
не допускают, что в деятельности предшествующих Артамонову и Хегаю директоров не было
заслуживающих внимания контролирующих органов действий. Тогда, по версии Алексея
Бойко, которая автоматически считается официальным мнением Счетной палаты, не правы те,
кто принимал решения о необходимости смены руководства (чиновники Минимущества,
губернатор, суды).
Одновременно Алексей Бойко, комментируя текущую ситуацию на Киренской РЭБ флота,
констатирует, что она кризисная. База не может заключить договоры, работники не получают
заработную плату. «При мне приходили десятки людей в приемную, просили дать хотя бы по
300-400 рублей, потому что вообще концы с концами свести не могут», — сказал он. При этом
причину создавшейся ситуации инспектор не называет. Неужели это не интересует Счетную
палату?
По стечению обстоятельств активная работа по обнародованию выводов Счетной палаты
совпала с работой по подготовке внеочередного собрания акционеров ОАО «Киренская РЭБ
флота». Результаты проверки таковы, что дискредитируют государство как акционера. Ведь
это государство проголосовало за Артамонова и Хегая. Хотя деятельность других
управленцев, к которым могло бы возникнуть очень много вопросов, осталась за пределами
интересов инспекторов Счетной палаты. Тем самым у людей было сформировано мнение:
что бы ни предложили власти, будет плохо.
Безупречная репутация экс-премьера российского правительства, а ныне председателя
Счетной палаты Сергея Степашина, государственника и кристально честного человека,
обеспечила его ведомству безграничное доверие со стороны простых граждан. Этот ресурс,
понятно, не бесконечен, и в любой работе способен проявиться человеческий фактор. Однако в
Киренске влияние человеческого фактора может зайти слишком далеко. Работа Киренской и
Алексеевской РЭБ флота требует объективного анализа с момента приватизации. С того
времени, когда государство, обеспечив свое участие в управлении компаний контрольными
пакетами акций, взяло ответственность за состояние киренского флота. Для тех, кто живет и
работает в Киренске, очевидно, что власти неэффективно пользуются правом и, одновременно,
обязанностью управлять своей собственностью.