Когда слово равно поступку
Как секунды, проносятся годы! Изумляешься этому каждый раз по-новому, поскольку поводы меняются. Вот лежат у меня в изголовье два литературно-публицистических альманаха, терпеливо дожидаясь быть прочитанными от корки до корки, а пока освоенные только выборочно, что подогревает нешуточный интерес и любопытство к остальным их страницам. Между тем увидел свет уже третий номер. Не еженедельника, заметьте, не ежемесячника -- ежегодника! И опять в оглавлении манящие названия, имена. И нет сил устоять перед искушением: откладываешь начатую книгу, впиваешься в текст подряд один за другим, под знакомой обложкой "Зеленой лампы".
Обсуждение по свежим следам напечатанного в декабре
детища Иркутского отделения Союза российских писателей
приятно удивило многолюдностью. В особнячке Дома литераторов
имени Марка Сергеева, и без того тесном, было не протолкаться.
Ясно — событие. Даже если бы только авторы этого номера
явились, уже, считайте, два десятка человек ждали бы
отзыва о своих творениях. Народу же собралось вдвое
больше, но участники очередного выпуска предстали явно
в меньшинстве: работа, хвори, морозы. Да и не все в
областном центре живут. На огонек «Зеленой лампы» потянулись
одаренные прозаики и поэты Ангарска, Братска, Зимы,
Тырети… А кто-то подался из Приангарья в Москву, «встав
на крыло» тут. Был же убежден один из конфидентов Марины
Цветаевой, что поэт непременно должен жить в столице.
Кстати, столичные, а точнее — российские, журналы «Знамя»
и «Новый мир» дали развернутую и благожелательную по
тону оценку первым же номерам «Зеленой лампы», поддержав
ее редакторов-составителей Анатолия Кобенкова и Бориса
Ротенфельда в стремлении расширить картину литературной
жизни, отчего выигрывает прежде всего читатель.
Ему, читателю, в обращениях «Через память и слово»,
«Воздух провинции», «Живое дело» каждый раз обязательно
представляют авторов и их произведения. Составители
не навязывают, естественно, своего мнения, но и мины
отстраненности избегают, не скрывая любви к тем, кто
доверил альманаху плоды своего творчества. А в их числе
и те, кто обрел имя, причем далеко не сегодня, как,
к примеру, признанные мастера слова Федор Боровский,
Валентина Марина, Олег Корнильцев или поэты Ростислав
Филиппов, Владимир Пламеневский. И те, кто упорно торит
свой путь, ища выход таланту в разных жанрах, благодаря
чему не ослабевает читательское внимание, скажем, к
Арнольду Харитонову, Алексею Шманову, Алексею Серикову.
И те, кто только-только пробует голос.
И коли речь в жанрах, то альманаху делает честь присутствие
драматургии в каждом из трех его выпусков. Обычно это
большая редкость. Как и серьезный раздел критики, для
большинства журналов остающийся «слабым звеном». Шесть-семь
рецензий здесь в порядке вещей. Понятно, что дело не
в одном количестве. Свежий номер, в частности, впечатлил
глубиной суждений Алексея Серикова и мотивированностью
его вопросов к повести Валентина Распутина «Дочь Ивана,
мать Ивана».
Дебюты, можно сказать, конек альманаха. Выступают с
ними прежде всего молодые стихотворцы. Но не только.
«Открытием года» назвали на обсуждении маленькую повесть
Нины Ворониной «Кулинарная книга». Замечательно дебютировала
Анна Иоффе пьесой «Трубадур», обозначив ее как новый
вариант старой сказки. Заслуживает быть особо выделенным
дебют отнюдь не претендующего на лавры литератора незрячего
автора — Валентина Гаврилова, который с подкупающей
искренностью воссоздал для своих детей судьбы и характеры
предков и родственников, увлекая психологизмом документального
бытописания почище иного детектива.
Связь времен. Связь имен. Зеленый свет всему, что способно
разбудить и обогатить читателя, взволновать его душу
и ум. Такова позиция ежегодника. Выверенная, достойная.
Не исключающая эксперимента и поиска, споров и разногласий,
открытой дискуссии. Надо только вчитаться, вслушаться,
вдуматься. Вот и третий номер альманаха прибавился в
моем изголовье, хотя изучен почти от корки до корки.
Но ведь опять «почти»…