Надежды льготников питают
С двенадцатым новогодним ударом "час Х" сбросит, наконец, пелену тревожной неопределенности и миллионам россиян станет ясно, действительно ли правительство вкупе с парламентом, принимая решение о монетизации льгот, было озабочено благом сограждан. Или весь сыр-бор горел только ради экономии госбюджета и все рассуждения о "борьбе с бедностью" как были, так и останутся пустыми фразами.
Что уже сейчас, накануне грядущей перемены,
прорисовывается более-менее ясно? С относительной
четкостью составлен персонифицированный регистр
федеральных льготников, имеющих право на социальный
пакет в 450 рублей: 350 — на лекарства и 150 — на
курортно-санаторное лечение вместе с дорогой туда и
обратно. В Приангарье пока таких счастливцев 194 033
человека. Но список продолжает уточняться, и можно
надеяться на то, что никого не упустят. Как-никак,
важным и кропотливым делом занимаются две
региональные структуры, полностью завязанные на
социальные проблемы: иркутские отделения Пенсионного фонда и
Фонда обязательного медицинского страхования России.
Что до преобразования отпущенных средств в таблетки,
то наша газета уже познакомила своих читателей с
предписанной схемой («ВСП» от 22 ноября нынешнего года —
«Через тернии к льготам»). Напомним только о главном: деньги
на лекарства федеральным льготникам приходят из
Москвы и региональным отделением Фонда ОМС
распределяются по страховым компаниям, которые, в
конечном счете, расплачиваются с аптеками. Деньги на
лекарства местным льготникам из областного
бюджета поступают в управления социальной защиты. А
далее, скорее всего, — по той же схеме.
Если честно, самому
пациенту до всех этих подробностей дела нет. Ему
главное, чтобы в поликлинике он был внесен в
базу данных, чтобы не пришлось тратить силы и
нервы на всякие унижающие его уточнения, ему важно,
чтобы рецепт был выписан на бланке строго
установленного, не допускающего ни малейшего
отклонения от формы образца. С 1 января уже ни
черкнуть названия рекомендуемого препарата на клочке
бумаги с едва видной круглой печатью и ни
расписаться на нем абы кому и абы как. Рецепт,
похоже, станет документом чуть ли ни
государственного статуса, без предъявления которого
в ладошку льготника не упадет ни одна таблетка.
Недавно в Иркутске прошел День организатора здравоохранения,
на который собрались все главные врачи лечебно-профилактических
учреждений области. Конференц-зал областной
клинической больницы был полон, и откуда-то с
«галерки» кто-то вслух заметил: «Чем огород
городить, не проще ли отдать человеку эти 350
рублей, если он федеральный льготник, или 175
рублей, коль он льготник областной — и дело с
концом. Пусть сам распорядится такими
«крупными» суммами…». На что последовала отповедь: «Вот
проживем 2005 год, и станет ясно, что людям удобнее
и проще, а пока — эксперимент».
Да, с первым днем нового года берет старт очередной
эксперимент, имеющий касательство прежде всего к
здоровью граждан России. И ставящий местные органы
здравоохранения, как и всю региональную и муниципальную
практическую медицину, в еще более, нежели сейчас, жесткие
рамки. Ведь для того, чтобы получивший льготу пациент преодолел,
нигде не споткнувшись, весь предначертанный путь от кабинета
врача до аптечного прилавка, необходима полная
техническая оснащенность (компьютеры как главное ее
условие — даже в регистратуре) всей поликлинической службы
в области. Меж тем, нигде и никем не «прописано», за какие деньги
современную оргтехнику приобретать, на какие средства
учить пользоваться ею.
Если в крупных городах Приангарья
проблема решаема, то как оно станется в Чунском или в
Мамско-Чуйском, в Казачинско-Ленском или в
Качугском районах (перечислять можно и дальше),
сказать трудно. Скорее всего, без реальной поддержки
своих муниципалитетов местная медицина просто не
обойдется. Что же касается самих льготников,
то каждый из них с Нового года будет накрепко привязан как к
определенной ему аптеке, так и к предназначенным ему рублям.
Сверх не получит ни понюшки порошка, разве что
оплатит ее из своего кошелька. Как сказали вашему
корреспонденту в региональном отделении Фонда ОМС,
«финансовые средства, отпущенные на лекарства,
определяются двумя параметрами: числом федеральных
льготников, помноженным на 350 рублей, и ни копейкой
больше». Для областных — тот же железный подход,
только умножать нужно будет на 175 рублей.
Предполагается, что изначально в аптеках для льготников будет
весь утвержденный Министерством здравоохранения и социального
развития перечень препаратов: 320 международных непатентованных
лекарственных наименований по фиксированным ценам.
А все, что за гранью этого списка, и что, естественно, дороже,
но по жизненным показаниям крайне необходимо больному,
подвергнется строжайшему, чуть ли не двойному (дай-то
бог, чтобы непредвзятому!) контролю
медико-экспертных комиссий. Экономия на самом
насущном, в первую очередь, на нашем с вами здоровье —
в традициях государства, так что избежать соблазна
«удешевить лечение» — дело совести и
профессиональной компетенции членов таких комиссий.
Но все эти замечания — частности. Это сущая «мелочь»
в сравнении с тем, что Москва так и не прислала пока
основные нормативные документы, предусматривающие все
детали перехода на совершенно новую модель
реализации социальных льгот. Как будут
строиться отношения между федеральным центром и
регионами, неясно. В середине декабря губернатор
Иркутской области Борис Говорин в письме к министру
здравоохранения и социального развития М. Зурабову
задал конкретный вопрос о форме участия Приангарья в
федеральной схеме реализации лекарственной льготы.
Ответа нет, и приходится действовать на свой страх и
риск.
К чести главного управления здравоохранения
и комитета по фармакологической деятельности, в
области создан месячный запас «льготных» лекарств
— на всякий случай. Но разве все предусмотришь? До
сего дня, к примеру, неясно, кто с января в ответе
за реализацию всего социального пакета — тоже
медики или еще кто-то им в помощь?
А как быть с
теми, кто не удостоился права считаться льготником,
но прежде мог рассчитывать на поддержку государства в
приобретении лекарств и получал ее. Это тоже огромный
массив недужных людей — хроников, лекарственное обеспечение
которых до сей поры предусматривалось
правительственным Постановлением N 890. Этим же
документом учитывались интересы малышей, не
достигших трех лет. Между прочим сегодня таких
ребятишек в области почти 90 тысяч. Как быть со
всеми ними, маленькими и большими, худо-бедно, но
опекаемыми правительственным документом, принятым
достаточно давно, но никем же не отмененным? В общей
сложности, здесь расход немалый: никак не меньше
семисот миллионов рублей. Никаким социальным
пакетом, ни федеральным, ни региональным, он не
учтен. И скорее всего эти сотни миллионов просто будут
«сброшены» на муниципалитеты, едва сводящие концы с концами…
… Возможно, когда-нибудь, только не завтра, лекарственная
сфера в России выстроится в особую, не зависящую ни от
здоровья, ни от материального положения «вертикаль». И
каждый, даже ничем не хворающий человек, если посчитает
нужным, сможет просто купить себе социальный пакет, ну
просто как некий специфический товар. А пока он со своей
скромной лекарственной льготой — не более чем
хлипкий якорек, на который власть возлагает немалые
надежды. Сбудутся хотя бы некоторые из них, скоро
узнаем. Ждать осталось недолго…