Столичные полномочия
Уходящий год ознаменовался необычной инициативой одного из депутатов Государственной Думы. Он предложил перевести российское правительство в крупный уральский город. Населенным пунктам, расположенным ближе к востоку, по замыслу парламентария, не мешало бы заполучить к себе Арбитражный и Верховный суды. В осиротевшей столице проектом предусматривалось оставить только президента, как гаранта Конституции и источник верховной власти. Коллеги депутата из Государственной Думе не выразили желания этот проект обсуждать. Но отклики региональных политиков на законотворческую инициативу были другими. Не посягая на столичные полномочия, они тем не менее подчеркивали, что отношения федерального центра и регионов действительно нуждаются в корректировке.
С этой точки зрения, несомненно, полезным окажется
вступивший в силу новый закон об избрании глав российских
регионов. Он призван не только
укрепить вертикаль власти, но и сделать провинциальное
начальство ближе к Москве. Не в географическом смысле,
конечно, а с точки зрения ответственности за уровень жизни и
развитие вверенной территории.
Однако взаимоотношения регионов с центром
значительно шире рамок простого администрирования, даже
если оно станет более эффективным. На встрече спикера
Госдумы Бориса Грызлова с представителями региональной
власти «посланцы с мест» выразили ощутимую
обеспокоенность нарушением и без того весьма хрупкого
баланса интересов. Они заявили, что с передачей в
федеральную собственность природных ресурсов регионы
фактически лишились многих эффективных источников
пополнения бюджета. Ситуация тем более тревожная, что
наряду с сужением своей компетенции регионы получили ряд
дополнительных полномочий, осуществлять которые им
надлежит за счет собственных средств. Особую
обеспокоенность вызывает недостаток средств на выплату
денежных компенсаций по социальным льготам,
возрастающим расходам на образование, здравоохранение,
реформу ЖКХ.
В связи с этим вполне очевидно, что финансовые
отношения центра и российской провинции должны быть
серьезно реформированы. Видимо, это и станет основной
задачей создаваемого в стране нового министерства
регионального развития. Свое мнение на этот счет высказал
президент на недавней встрече с председателем Совета
Федерации Сергеем Мироновым и министром регионального
развития Владимиром Яковлевым. Глава государства считает,
что необходимо выравнять уровень жизни людей,
проживающих на различных территориях.
Социальными услугами должны в равной и полной
мере пользоваться все граждане, независимо от того, живут
они в столице или провинции. А для этого необходимо, чтобы
внимание федерального центра к региональным проблемам
было постоянным и продуманным.
С этой точки зрения не выдерживает никакой критики
схема финансирования проектов развития регионов по линии
федеральных целевых программ. В их реализации участвуют
многочисленные министерства, система отчетности не
налажена, что и создает условия для лоббизма и коррупции.
Эту позицию президента поддерживает и его полномочный
представитель в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.
По его мнению, схему инвестирования средств на развитие
территорий по линии федеральных программ надо упразднить.
Средства лучше аккумулировать в специальном фонде
поддержки регионов, предоставив последним более широкие
полномочия, а за федеральным центром должен остаться
только контроль.
О стремлении власти не допустить снижения уровня
жизни в провинции можно судить и по бюджету страны на
будущий год. В него включена отдельная строка,
предусматривающая выделение средств регионам на
осуществление дополнительных полномочий и связанных с
этим расходов. Кроме того, предусмотрена процедура
списания задолженностей, которые возникли у территорий
перед федеральным центром. Совет Федерации принял
специальное постановление, в котором предлагает
правительству в случае нехватки средств на денежную
компенсацию социальных льгот освободить территории от
уплаты долгов по налоговым платежам, пеням и штрафам. В
том же вердикте сенаторы обосновали принятие срочных мер
для борьбы с практикой вымывания налогов из регионов путем
регистрации предприятий на других территориях. Эта
проблема характерна не только для Иркутской области.
Так что для того, чтобы российские регионы не
чувствовали себя обделенными вниманием центра, совсем не
обязательно правительству переезжать за Урал. Столичные
полномочия можно использовать гораздо эффективнее на
месте, если вовремя увидеть реальные нужды людей и сделать
им шаг навстречу.