издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Малая планета" на орбите энергетики

Если на мгновение представить энергетику
Приангарья рукотворной Солнечной системой с центром,
дарующим свет и тепло, то сравнение Иркутского
энергетического колледжа с «малой планетой» не
покажется чересчур дерзким. Это ничего, что
Иркутскэнерго, питающее жизнью регион площадью в
несколько европейских государств, совсем молодо: ему
нынче только 50 лет. И это не в счет, что малый его
«спутник» — тоже сущий «младенец»: через свои полвека
он перешагнет только в будущем году. Земное время течет
по своим канонам, и по нашим, человечьим, меркам оно
куда более круто, емко и спрессованно, нежели
космическое. По крайней мере, листая вспять страницы
десятилетий, можно более или менее достоверно
определить точку отсчета, уловив «первопричину» тех
событий, которым еще только предстоит свершиться.

Что до нашей «малой планеты», то первотолчком ей
стала первая ГЭС Ангарского каскада — Иркутская,
готовившаяся в 1955 году дать стране первый ток. Этот же год
стал первым в жизни учебного заведения, явившегося на свет
еще не колледжем, а техникумом. И не энергетическим, а
энергостроительным, но своим рождением отвечающим на зов
удивительной поры: всего лишь одно десятилетие отделяло ее
от нашей Победы. Это был час, окрыленный энтузиазмом и
надеждой. Но это были такие мгновения народного бытия, в
течение которых нужно было не просто приспособиться к
мирной жизни, но заново учиться в нем жить. А жить, в
первую очередь, значило — строить. Да, разумеется, воспетая
поэтами и драматургами Иркутская ГЭС явилась стране, да и
всему миру, символом той звонкой эпохи. Но ведь за ней,
словно на гигантском плацу в сотни квадратных километров,
поднимались одна за другой ТЭЦ-1, ТЭЦ-9, ТЭЦ-10. И нужны
позарез были руки — сильные, истосковавшиеся по мастерку,
умелые и выносливые.

Иркутский энергостроительный техникум начал готовить
именно такие кадры. И первыми его учащимися были
вчерашние солдаты Великой Отечественной.

Характерно, что одним из первых его директоров тоже
стал кадровый военный, участник Парада Победы,
прошедший фронтовыми дорогами от Сталинграда до Праги,
Степан Щеглович Шибаев. Ему, владеющему наукой военной
стратегии и тактики, техникум виделся плацдармом, идти на
штурм которого он долго не решался. Он понимал: едва
успевший сделать первый выпуск техникум нуждался в
созидательной энергии и опыте руководителя иного, чем он,
склада. Командовать подразделением на фронте Степану
Щегловичу представлялось легче, нежели учебным
заведением, нацеленным на мирный быт. Он так и сказал в
Иркутском обкоме партии, услышав предложение пойти
директором энергостроительного техникума:

— Ну какой из меня педагог? Ведь я солдат, а не
учитель…

Его довод к сведению никто не принял, а вот
предложение, вновь прозвучавшее на бюро обкома, для него,
коммуниста и солдата, уже было почти приказом. Ну а
приказы он привык исполнять.

Степан Щеглович принял энергостроительный техникум
в 1961 году; сдал его в надежные руки в 69-м. И те восемь лет,
что стоял во главе, оказались для него пусть и очень
трудными, потребовавшими огромной отдачи сил, даже
упрямства, но столь же светлыми, как часы, пролетевшие под
июньским дождем, когда в победном строю шагал он по
брусчатке Красной площади.

В бытность его руководителем техникума
организовались две группы заочников; дневное отделение
увеличилось до восьми групп. При нем началось капитальное
строительство того самого учебного корпуса на 400 мест,
который и поныне стоит на левом берегу Ангары, совсем
неподалеку от плотины Иркутской ГЭС, ничуть не уступая по
надежности окружившим его новостройкам. Давно
разменявший девятый десяток, Степан Щеглович
рассказывает о себе той поры и о техникуме, неожиданно
ворвавшемся в его планы, так ярко, что я словно вижу
отшумевшие события его глазами.

Вот он, только что уволившийся в запас, знакомится с
теми, кто после фронта пришел сюда учиться «на
строителей»: «Это были почти все мои ровесники или чуть
меня моложе, но такие же, как я, солдаты. И волнение мое
улеглось, я понял, что найду с ними, особенно с вечерниками,
кто днем строил, а вечерами приходил учиться, общий язык».

Или о другом. Вот Шибаев обходит свои новые
«владения», еще по-командирски называя их про себя «своим
хозяйством». То, что он видит, тоже любопытно, ибо мы
имеем возможность сейчас, с высоты XXI века, взглянуть на
техникум, каким он был в начале 60-х годов минувшего
столетия: «Это было барачное здание на Ново-Кузьмихинской
улице — восемь подпорок держали его стены. Правда, было
еще одно, за углом, — уже из брусчатки, но тоже мало
напоминающее учебное заведение. И тут я понял: надо
строиться! Но вот где? Мне предлагали: строй в Ново-Ленино,
там земли свободной сколько угодно. А я отвечал: как же там
строиться техникуму, учащиеся которого в основном
работают на строительстве ТЭЦ-2, Южных электрических
сетей, на Иркутской ГЭС? Как им добираться будет в такую
даль? Тогда мне говорили: посмотри участок у железной
дороги неподалеку от поселка Титово. Чем тебе не подходит?
А я отвечал — не подходит! Придется сносить много
железнодорожных объектов. Откуда у скромного техникума на
это средства? Наконец, секретарь Иркутского горкома партии
Шешуков и предгорисполкома Томенко дали мне грузовичок,
я посадил в кабину рядом с шофером архитектора Иркутска,
сам — в кузов, и мы поехали выбирать место на левобережье.
И выбрали здесь — на улице Помяловского, где построили
общежитие техникума и его главный учебный корпус…»

Я слушала этого очень пожилого человека, судьбой
породненного с Иркутским энергостроительным техникумом,
и думала о том, какой силы должен был быть порыв
созидания, какой мощностью должен обладать его источник,
чтобы и сейчас, спустя столько лет, питать память и согревать
сердце.

Конечно, первые шаги учебного заведения, которому
еще только предстояло стать «малой планетой» на одной из
орбит Иркутскэнерго, были сами по себе куда прозаичнее, чем
видятся из нашего с вами нынешнего далека. Но в их
целесообразности, глубокой осмысленности сомневаться не
приходится.

К примеру, казалось бы, прямой резон начинать
строиться с возведения учебного корпуса, чтобы поскорей
перебраться из той развалюхи, что «на восьми подпорках».
Так нет, сначала поставили общежитие, предусмотрев в нем
все необходимое для нормального быта. И правильно сделали.
Потому что у энергостроительного техникума появилось
жилье для преподавателей, которого у других техникумов
Иркутска не было. Супруги Коваль, Шевченко, Афанасьевы
— кто-то из Новосибирска, кто-то из Иванова, кто-то с
Урала… Их крепким причалом стал Иркутск; их общим домом
— энергостроительный техникум; их негромким трудовым
подвигом — выпуск поколений строителей и геодезистов. А
это сотни людей, получивших специальное среднее
образование, освоивших самую надежную и всегда
востребованную профессию, шагнувших с порога техникума в
большую жизнь. На стройплощадки энергетических
предприятий, на трассы высоковольтных ЛЭП. Чтобы, в конце
концов, создать своими руками ту самую «солнечную
систему», которая осветила и согрела суровую сибирскую
землю.

Под крылом тогда еще союзного Министерства
энергетики и строительства электростанций было более 40
средних специальных учебных заведений, готовящих кадры
строителей. Иркутский энергостроительный техникум среди
них появился четырнадцатым по счету, если иметь в виду год
его рождения.

Лишний раз упомянуть о возрасте не грех. Хотя бы и для
того, чтобы по-доброму вспомнить истину: на формирование
традиций в любом творческом коллективе (а педагогический
— всегда коллектив творческий) надобно время. И оно у
нынешнего энергетического колледжа, наследника и
правопреемника энергостроительного техникума, было. От
первых наставников, некоторые из которых были младше
своих хлебнувших войны учеников, унаследована верность
родному учебному заведению.

С кем бы мне ни довелось разговаривать из нынешних
преподавателей, почти все работают в техникуме (ныне
колледже) десятки лет. Татьяна Евгеньевна Чумакова,
пришедшая в техникум после окончания энергетического
факультета политехнического института в 1978 году; Галина
Алексеевна Беспалова, заведующая электротехническим
отделением, — 30 лет; Борис Андреевич Орехов,
преподающий профильную дисциплину — автоматику и
релейную защиту, в колледж пришел из Сибирского
энергетического института РАН в начале 90-х.

Имена преподавателей, готовящих сегодня среднее звено
энергетиков-эксплуатационников, можно перечислять и
дальше. Но важнее, как мне кажется, подчеркнуть другое: те
поколения выпускников, что поднялись за фактически
полувековой срок существования техникума-колледжа и ушли
в самостоятельный путь, вместе с полученными знаниями как
напутствие своих учителей-наставников обрели особый взгляд
на свое дело, свою профессию, честью которой надобно
дорожить.

У этой гордости истоки в той далекой, овеянной
романтикой поре, когда почти на всех драматических
подмостках страны шла «Иркутская история» — пьеса
Алексея Арбузова, главный герой которой был отличным,
влюбленным в жизнь и трагически погибшим парнем,
строившим Иркутскую ГЭС. Немудрено, что в Иркутском
драматическом театре на этом спектакле всегда был аншлаг:
ведь в зале сидели те, кто днем вкалывал на стройке
энергетических объектов, умудряясь вечерами постигать
премудрости теории своей будущей профессии. «Иркутскую
историю» очень легко было продолжить «Братской историей».
А позже и «Усть-Илимской». И далее — «Красноярской» или
«Богучанской» историями. Словом, «Иркутская история»
была и о них, о первых выпускниках энергостроительного
техникума: им самим и их учителям было чем гордиться и что
по наследству передавать приходящим в техникум, а теперь в
колледж мальчишкам, знающим о Великой Отечественной и о
первых послевоенных стройках только по книгам, ну еще,
может быть, по рассказам близких.

Между прочим, этот техникум-колледж, словно магнит,
притягивал и продолжает притягивать к себе людские судьбы.
Уже в очень почтенном возрасте Степан Щеглович Шибаев
написал автобиографическую повесть, последнюю главу
которой озаглавил так — «Около энергетиков». Нынешний
директор колледжа Владимир Михайлович Лукьянов всегда
находился не «около», а среди энергетиков. Был далеко не
последней фигурой в тресте «Востокэнергоремонт». Именно
ему, инженеру-практику, доверен был энергостроительный
техникум, которым он и руководил до 1982 года. Второй раз
принял на себя ответственность за его судьбу Владимир
Михайлович спустя десять лет, в 1993-м. Этот год, как высшая
точка горного перевала, разделил историю учебного заведения
на две части. Именно с него началась ее вторая глава.
Техникум официально стал подразделением Иркутскэнерго,
повысив при этом свой статус: что ни говори, а колледж — это
весомее и престижнее. Тогда же изменился и его профиль.

На крутых поворотах всегда оказываются необходимы
особые деловые качества. Не просто практические знания,
которыми Владимир Михайлович владеет в полной мере, но
сильная волевая рука, способная сдержать центробежные
силы и не дать им разрушить то, что нарабатывалось, по
кирпичику складывалось, цементировалось традициями.
Владимир Михайлович Лукьянов вернулся в хорошо
знакомый ему коллектив, которому предстоял крутой поворот
— именно сейчас «малая планета» появилась на орбите. Ее
траектория была определена объективными обстоятельствами,
и необходимо было так руководить учебным заведением,
чтобы полностью им соответствовать. К концу 80-х — началу
90-х годов ХХ столетия энергетическая система Приангарья,
включавшая в себя три крупнейшие ГЭС на востоке страны,
шестнадцать тепловых электростанций и массу предприятий,
необходимых для ее нормальной жизнедеятельности,
сложилась окончательно. Вновь во весь рост встала проблема
кадров. Уже не строителей, а эксплуатационников. Но пусть
об этом историческом этапе расскажет человек, на плечах
которого с середины 80-х и лежала ответственность за
сотворенную человеческими руками систему, в которой
далеко не последнюю роль предначертано было сыграть
техникуму.

Человек этот — Виктор Митрофанович Боровский, с
1985 года руководивший РЭУ «Иркутскэнерго», а с 1988-го,
после преобразования РЭУ в производственное объединение,
ставший его первым генеральным директором.

Итак…

— Это было время, когда государство дало
предприятиям большие полномочия. И чуть ли не главное из
них — право распоряжаться после уплаты налогов всей
оставшейся прибылью. И мы решили: средства нужно
вкладывать в самое перспективное — в мозги ребят-
сибиряков. Ведь когда система в начале 50-х годов только
начинала строиться, только зарождалась, эксплуатационников
почти не было в Иркутской области. Но по своим
окончательным масштабам она оказалась огромной: со 150
человек выросла до более чем 20 тысяч работников. И вот на
одном из наших совещаний прозвучала идея: организовать
сквозное обучение специалистов. Решено было готовить
кадры самим себе, начиная с энергостроительного техникума.
Он должен был стать первым звеном в такой цепочке…

Со стороны может показаться, что вхождение
энергостроительного техникума в ПО «Иркутскэнерго»: само
появление на одной из его орбит новой, пусть и небольшой,
но, как мы убедились, весьма значимой для устойчивости всей
системы «планеты», нареченной энергетическим колледжем,
— это проявление голого прагматизма. Прежде всего со
стороны тех, кто в 90-х годах вершил политику энергосистемы
Приангарья.

И в самом деле, многим преподавателям пока еще
энергостроительного техникума запомнилось собрание в
самом конце 1992 года, на которое пришли несколько
руководителей производственного объединения. Речь шла об
оформлении нового статуса и о том, что энергетической
системе позарез нужны крепко подготовленные
эксплуатационники. Если педагогический коллектив
согласится с предложением стать частицей
двадцатитысячного профессионального сообщества, придется
«забыть» о строительных специальностях, изменив все
учебные программы.

Но можно взглянуть на произошедшее с техникумом в
мае 1993 года несколько с иной точки обзора. И тогда мы
увидим: вхождение в энергетическую систему было и для
среднего специального учебного заведения очень важным,
жизненно необходимым. Достаточно вспомнить, в каком
положении оказалось высшее и среднее специальное
образование в России на излете XX века: без надежного
финансирования, без государственной поддержки, фактически
предоставленным самому себе. Энергостроительный техникум
не был исключением — он находился в аховом материальном
положении. Можно сказать, что ПО «Иркутскэнерго» бросило
ему, захлебывающемуся в волнах житейских неприятностей,
спасательный круг, пригласив к себе. После того собрания, на
котором была достигнута договоренность и без всяких
иносказаний назначен новый курс, утвердили устав колледжа.
Согласовали все формальности с Министерством энергетики,
и…

…И был дан старт семилетию, самому благополучному и
светлому в его истории. «Золотой век», — говорили об этих
годах в колледже все, с кем довелось беседовать.

«Сама идея была великолепной, — таково мнение
директора колледжа Владимира Михайловича Лукьянова. —
За рубежом крупные производства имеют свои учебные
заведения. Мы ведь смотрели много дальше, когда вместе с
главным инженером ПО «Иркутскэнерго» всерьез
задумывались о создании втуза. Чтобы от высококвалифицированного рабочего до
техника и от старшего техника до инженера — весь этот путь
смог бы пройти тот, кто серьезно решил связать свою судьбу с
нашей сибирской энергетикой».

Согласитесь, эта цель явно выходила за строго
очерченные границы сухих, экономических расчетов.
Разумеется, все было очень важно. Создание прекрасной
учебной базы, о которой другие техникумы Иркутска могли
только мечтать. Организация современнейшей научно-
исследовательской лаборатории, какую было не встретить
даже в техническом вузе. Стабильная зарплата
преподавателей на зависть их коллегам из других учебных
заведений. Наконец, включение колледжа в учебный научно-
производственный комплекс в качестве самого первого этапа
целевого образования специалистов-энергетиков. Во всем —
материальная поддержка Иркутскэнерго; в каждой детали —
его истинный интерес к своей «малой планете».

У всех на глазах материализовывалась идея более
благородная и высокая, нежели стремление только к
хозяйственным успехам системы. С одной стороны,
расширение спектра дисциплин, соответствующих новому
профилю, и углубленное изучение физики, теплотехники,
электротехники. С другой — все преподаватели стали
акционерами богатого, крепкого, уверенного в своих
финансовых возможностях производственного объединения.

С одной стороны, в колледже открылась новая
специальность, которой не было ни в каком другом среднем
учебном заведении: техник-связист. С другой — начал
осуществляться принцип индивидуальной ускоренной
подготовки: каждый отлично успевающий учащийся колледжа
мог не только стать студентом энергетического факультета
теперь уже не института, а государственного технического
университета, но и рассчитывать в будущем на материальную
и моральную поддержку всего огромного коллектива
энергетиков Приангарья.

Оглядываясь на, увы, так быстро пролетевший «золотой
век» Иркутского энергетического колледжа, я вижу не только
и не столько успешно осуществлявшийся экономический,
хозяйственный эксперимент. На мой взгляд, это был
нравственный прорыв. Выход на более высокие нравственные
параметры. Когда человек перестает чувствовать себя «живой
шестеренкой» пусть и в таком отлаженном механизме, как
энергетическая система огромного региона; когда он начинает
сознавать себя личностью, управляющей техническим
прогрессом.

К сожалению, все оборвалось в 2000 году буквально на
полуслове. Но не было в том вины ни тогдашнего руководства
производственного объединения «Иркутскэнерго», ни, тем
более, самого колледжа. Вмешались высшие силы: экономика
России делала очередной крутой вираж. От крупных
предприятий согласно новому законодательству «отсекалось»
все непрофильное, не имеющее прямого касательства к
производству.

— Я думаю, — говорит по этому поводу Владимир
Михайлович Лукьянов, директор колледжа, — государство
поступило очень недальновидно, потому что самое
оптимальное для технического образования —
заинтересованность в нем промышленных «китов».

Но поди докажи государству, что учебное заведение,
дающее одному из таких «китов» квалифицированные кадры,
лишним никак быть не может!

«Малая планета» сошла с орбиты: энергетический
колледж, получив лицензию, дающую право по-прежнему
готовить энергетиков-эксплуатационников среднего звена,
ушел в самостоятельное плавание. Конечно же, очень
непростое, ибо он лишился регулярной поддержки,
оказываемой всей региональной энергетикой. Он сразу
ощутил все «прелести» бюджетного финансирования, но
назло непогоде ко дну не пошел. Наоборот, сумел сохранить и
весь педагогический состав, и две свои профилирующие
специальности: электро- и теплоэнергетику. И даже открыл у
себя две новые, отвечающие духу времени: готовит
специалистов по компьютерным технологиям и компьютерной
технике, его выпускники могут работать на любых
предприятиях, где есть энергетическое хозяйство. А где его
сегодня в Приангарье нет?

Да, спасти уникальный по замыслу единый учебный
научно-производственный комплекс не удалось: цепочка
распалась на отдельные звенья. Но материально-техническая
база энергетического колледжа такова, что именно на ней
ОАО «Иркутскэнерго» осуществляет свою программу
переподготовки кадров. И, конечно же, энергетики
Приангарья крайне заинтересованы в притоке новых сил. Это
неоднократно подчеркивает, размышляя о будущем,
генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго» Владимир
Васильевич Колмогоров: система, повинуясь требованиям
времени, не может развиваться, опираясь только на старые
кадры.

Нити, связывавшие колледж с ОАО «Иркутскэнерго»,
все-таки не порвались. В спонсорской помощи оно не
отказывает. По-прежнему государственные экзаменационные
комиссии на выпускных экзаменах возглавляют ведущие
специалисты: начальник электротехнической службы
Иркутскэнерго Владимир Николаевич Ермолов, начальник
релейной службы Южных электрических сетей Юрий
Александрович Саламатов.

— Мы все равно придем друг к другу, — считает
директор колледжа В.М. Лукьянов.

Я склонна ему верить. Потому что вот так, за здорово
живешь, не может исчезнуть притяжение ни в космосе, ни на
Земле. Связи в обществе не истаивают бесследно, если
складывались они во имя умной и важной цели…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры