Кто поможет Птичьей гавани?
Когда на поезде или на электричке вы проезжаете по железной дороге между станцией Иркутск-Сортировочный и рекой Иркут, не поленитесь посмотреть в окошко. Вы увидите один из замечательных уголков нашей природы. Это последний сохранившийся участок древней поймы Ангары, некогда обширной, а ныне практически полностью застроенной городами и затопленной водохранилищами.
В летнее время вы увидите, как на плесах, среди зарослей
рогоза и тростника, плещутся лысухи и чомги, рассекают
водную гладь выводки уток, кружатся над своими колониями
многочисленные стаи чаек. По берегам водоемов и на лугах
снуют всевозможные кулички, а в кустах порхают в поисках
пищи мелкие птички. По видимому разнообразию птиц и
по их численности этот участок не имеет себе равных
в Иркутской области. Свыше двухсот(!) видов птиц зарегистрировано
здесь орнитологами. Но не только птицами знамениты эти
болота. Редких и исчезающих растений, внесенных в Красные
книги, здесь тоже несколько десятков видов.
И все это великолепие на небольшом «пятачке» в несколько
сотен гектаров, находящемся в городской черте Иркутска.
Далеко не каждый город может похвастать подобным. Но
Иркутск, к сожалению, в отличие от других городов,
не смог по-хозяйски распорядиться своим богатством.
Еще в конце семидесятых годов прошлого столетия дружиной
охраны природы Иркутского госуниверситета было предложено
организовать здесь, по примеру Омска, заказник под поэтическим
названием «Птичья гавань». Впоследствии этот вопрос
поднимался неоднократно, но в силу различных субъективных
и объективных причин так и не нашел позитивного решения.
Город (как власти, так и ведущие промышленные предприятия)
отвечал защитникам природы в полном соответствии с рыночной
идеологией — техногенным освоением
удивительной территории. Сначала это было строительство
завода ЖБИ — для этого засыпали озеро, основное место
концентрации уток и лысух перед отлетом на зимовки.
Затем озерно-болотный комплекс был перерезан железной
дорогой, что привело к изменению гидрологического режима
и затоплению части лугов. Потом была построена автомобильная
дорога, уничтожившая места гнездования редчайшего, внесенного
во всевозможные Красные книги куличка с длинным именем
— азиатского бекасоводного веретенника. С тех пор
в Красной книге Иркутской области этот вид числится
как исчезнувший.
Со временем и городские власти поняли (на словах, по
крайней мере) важность сохранения этого участка. «Птичья
гавань» была даже включена в перспективный план организации
ООПТ (особо охраняемых природных территорий) в Иркутской
области. Но в силу вступила самая важная причина —
у города на охрану болота нет денег. Хотя прецеденты
создания ООПТ в городах не столь уж и редки как за рубежом,
так и у нас в стране. Природный парк «Птичья гавань»
существует с середины семидесятых
годов в пойме Иртыша в центре Омска. На территории Москвы
около десятка ООПТ различного ранга: заказники, памятники
природы и даже первый в России внутригородской национальный
парк «Лосиный остров». И в нашей области, в черте Ангарска,
уже существует заказник «Сушинский Калтус»: на площади
2500 гектаров охраняются гнездования околоводных птиц. Проектируется
природный парк у наших соседей — в столице Бурятии
Улан-Удэ.
Но «Птичья гавань» хоть и понесла значительные потери,
тем не менее до сих пор сохраняет важное значение
для птиц. Сейчас на этой бесхозной территории процветает
браконьерство. Болота постепенно превращаются в свалку
мусора, на что в этом году уже обратили внимание городские
экологические организации. Не понимает власть, что в
случае организации ООПТ «Птичья гавань» сослужит добрую
службу для города. Не говоря уже о благотворном
влиянии на чистоту воздуха и роли болота как фильтра
для очистки стоков, «Птичья гавань», при соответствующем
оборудовании троп и смотровых площадок, может выступить
в качестве полигона для столь необходимого сейчас экологического
воспитания школьников, стать местом проведения экскурсий
для туристов-орнитологов (мало кто знает, но в европейских
странах и США орнитологический туризм очень популярен
и занимает в рейтинге второе место после пешеходного).
Но, увы, наш областной центр привычно ссылается на отсутствие
денег для охраны болот. До сих пор не разработан проект
охраняемой природной территории «Птичья гавань». И вот
тут мне хотелось бы сделать небольшое предложение.
Восточно-Сибирская
железная дорога — коммерческая организация,
и, думаю, будет справедливо, если именно она
выделит средства на проектирование и создание
«Птичьей гавани», а в будущем — и шефство над ней возьмет.
А это, между прочим, еще и тот самый имидж, на который
не грех потратиться. Благородный поступок будет замечательным
подарком Иркутску, который, вне сомнений, заметят и
оценят не только иркутяне.
* * *
Вот вы смотрите в окошко на проплывающих среди зарослей
рогоза уток. Если рядом с вами едут дети, оторвитесь
от окна и посмотрите на их восторженные лица, послушайте
их возгласы. Не в каждом городе можно увидеть такое.