издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджет на финишной прямой

Подготовка бюджета Иркутской области на 2005 год вышла на самый острый этап. Сейчас, когда главный финансовый документ региона принят депутатами Законодательного собрания во втором чтении, предстоит закрепить суммы финансовой поддержки за муниципалитетами. До окончания нынешнего года парламентариям еще дважды предстоит вернуться к обсуждению бюджета-2005. 22 декабря он должен быть принят в третьем чтении.

Уже 28 декабря в закон будут внесены изменения. Иркутские депутаты надеются, что к
этому времени будет утвержден федеральный бюджет на будущий год, которым
предусмотрены дополнительные субвенции для Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа в сумме 4 млрд. рублей. Приангарью, по предварительным
подсчетам, достанется 2,6 млрд. рублей из этой суммы. Их и надо будет распределить. В
частности, в главном финансовом управлении администрации области уже планируют,
как этими деньгами распорядиться. Предполагается, что фонд финансирования
муниципалитетов удастся увеличить до 1,1 млрд. рублей, прибавив к нему
дополнительные средства.

А пока из фонда деньги только вычитают. В минувшую среду депутаты приняли решение
сократить фонд поддержки муниципальных образований в два раза
— с 806 млн. до 399 млн.
рублей. По понятным причинам, это обстоятельство не могло устроить мэров, которые в
своих бюджетах с трудом сводят концы с концами. Многие города и районы не могут
спланировать казну будущего года, потому что денег не хватает даже на выплату
заработной платы.

По словам заместителя председателя Законодательного собрания Геннадия Истомина,
сейчас муниципалитетам для полноценного формирования бюджетов не хватает около 2
млрд. рублей. Только на зарплату муниципалам недостает 1088 млн. рублей. Эти
обязательства за счет собственных доходов в будущем году не смогут выполнить почти
треть территорий Приангарья.

Сокращение расходов фонда связано с перенаправлением средств на другие нужды
бюджета. Надо сказать, что сами парламентарии в октябре, принимая региональный
бюджет в первом чтении, решили в 2005 году увеличить на 140 млн. рублей
финансирование сельского хозяйства, обеспечить рост ежемесячного детского пособия с
72 до 100 рублей на ребенка, что вылилось дополнительно в 156 млн. рублей, на нужды
ГУВД добавили 50 млн. рублей и 6,5 млн. — на завершение программы «Школьный
автобус». Областные власти также предложили до 30 млн. увеличить расходы на
проведение выборов и референдумов, которые состоятся в связи с проводимой в России
реформой местного самоуправления, 63 млн. — для обеспечения льгот на проезд в
автотранспорте в дачный сезон, 5,4 млн. — на льготы для ветеранов на проезд в
железнодорожном транспорте.

Поскольку бюджет региона принят с большим дефицитом (расходы превышают доходную
часть, утвержденную в размере 30,2 млрд. рублей, на
2,1 млрд. рублей),
увеличение одних статей расходов потребовало сокращения других. В данном случае это
оказался фонд финансовой поддержки муниципалитетов. По мнению финансистов, его
регулирование технически несложное. В частности, уже 28 декабря на последней в этом
году сессии в бюджет могут быть внесены изменения, согласно которым фонд будет
увеличен на 734 млн., до 1,1 млрд. рублей, за счет получения средств из федерального
бюджета. Отразить финансовую помощь из центра на момент проведения сессии
процедурно не представлялось возможным. Дело в том, что 8 декабря федеральный
законодатель рассматривал его в третьем чтении.

Выступая на сессии, Геннадий Истомин отметил, что региональные власти не оставят
муниципалитеты наедине с финансовыми проблемами. Он напомнил, что в нынешнем
году денежный дефицит на местах оперативно решался путем выдачи ссуд из
регионального бюджета. И в Иркутской области таким образом удалось избежать острых
социальных проблем. К тому же в настоящее время в ГФУ готовится проект расходования
средств фонда с учетом финансовой помощи из Москвы. В связи с чем, заметил вице-
спикер, муниципалитеты могут приступать к разработке и принятию местных бюджетов.

Однако Ассоциация глав городов и районов выступила с инициативой увеличить фонд до
2,4 млрд. рублей. В фонде, с точки зрения мэров, необходимо учесть дополнительные
деньги, которые области обещает Москва. А в первом квартале 2005 года еще раз
пересмотреть главный финансовый документ с учетом увеличения фонда поддержки
территорий еще на 1,3 млрд. рублей. Инициативу озвучил мэр Иркутского района Сергей
Зубарев. Именно 2,4 млрд. рублей не хватает местным бюджетам, чтобы сократить
предполагаемый дефицит до уровня, разрешенного Бюджетным кодексом, — 10%, сказал
он. В настоящее время, как сообщает агентство «Сибирские новости», по
предварительным расчетам, общий дефицит муниципальных бюджетов равен 28%.

Оппонентом Сергея Зубарева выступил губернатор Борис Говорин. Он напомнил, что
область по проекту бюджета на 2005 год взяла на себя финансирование 2,5 млрд. рублей,
которые гарантируют жителям Иркутской области, относящимся к
ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным, получение льгот ежемесячно и в
полном объеме во всех 37 муниципалитетах области. При этом учет льготников в
муниципалитетах организован плохо, в связи с чем общий список постоянно меняется. В
результате суммы, закладываемые в бюджет на обеспечение социальных законов,
оказываются неточными. Борис Говорин отметил, что из-за недостоверности
предоставляемых данных создание механизма по обеспечению выплаты с 1 января 2005
года денежных компенсаций областным льготникам становится проблематичным.

Кроме того, губернатор назвал требования ассоциации некорректными. Комментируя
предложения мэров, он заявил, что некорректно рассуждать о будущем дефиците местных
бюджетов и нехватке средств, пока они еще не сформированы.

С губернатором согласился Геннадий Истомин. Он сообщил, что в некоторых
территориях не соблюдается норматив численности работников бюджетной сферы.
«Таким способом решается вопрос занятости людей, при этом наполняемость детских
садов и прочих финансируемых из местных бюджетов учреждений может быть очень
низкой, — рассказал вице-спикер. — Есть дотационные муниципалитеты, где мэры
получают заработную плату выше, чем губернатор». Но инициативу Ассоциации мэров в
будущем следует рассмотреть, отметил Геннадий Истомин. Хотя он также считает
необходимым соотнести с бюджетным финансированием обоснованность расходов
муниципалитетов.

В то же время все фигуранты бюджетного процесса сходятся во мнении, что решение
проблемы бюджетного дефицита кроется не только в оптимизации расходов и финансовой
помощи из Москвы. В настоящее время власти приступили к формированию рабочей
группы, которая будет заниматься вопросами увеличения доходной части регионального
бюджета. В нее войдут представители Законодательного собрания, администрации
Иркутской области, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири и
Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей. Стороны
должны главным образом сосредоточиться на поиске возможностей увеличения налоговых поступлений.

По словам Геннадия Истомина, общая налоговая недоимка по всем предприятиям региона
на сегодняшний момент составляет порядка 5 млрд. рублей. Объемы средств, которые
могут быть реально взысканы в течение 2005 года, налоговые органы оценивают в 850
млн. рублей. По его мнению, наиболее актуальным вопросом остается взаимодействие с
отделениями вертикально интегрированных компаний, которые зачастую уводят налоги
из региона в центр России, цитирует вице-спикера Байкальская служба новостей.

Очевидно, в нынешнем году работа над бюджетом носит наиболее прагматичный
характер. Уже одно намерение региональных властей реструктуризировать в течение
будущего года задолженность территорий по полученным из областной казны ссудам
говорит о том, что с муниципалитетами устанавливаются четкие финансовые правила
игры. В связи с чем на прожектерских планах по мере их поступления расставляются
жирные крестики. Возрастает и ответственность за расходование бюджетных денег.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры