"Бархатная революция" в самоуправлении
Россия переживает "бархатную революцию". Нас ждут перемены в сфере социального обеспечения, здравоохранения, образования. Реформированию подверглась система взаимоотношений центра и регионов, меняются уровни полномочий, структура исполнительной и представительной властей. Одним из важнейших элементов глобальных преобразований стала реформа местного самоуправления.
С просьбой рассказать о том, как проходит реализация реформы местного самоуправления в нашем регионе, мы обратились к начальнику
главного территориального управления губернатора Иркутской области Александру ВЕДЕРНИКОВУ.
— Александр Анатольевич, в чем суть реформы и какая работа ведется на местах?
— В Российской Федерации по сей день существует разнообразие форм территориальной организации. Новый закон вводит единую
систему. Он предусматривает обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях — в городских и
сельских поселениях и в муниципальных районах и городских округах — с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему
полномочий по решению вопросов местного значения.
В 2004 году основной задачей, которая стояла перед органами государственной власти области, стало определение территориальной
основы местного самоуправления, подготовка и принятие законов Иркутской области об установлении границ муниципальных образований и
наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа.
В течение последних месяцев межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли специалисты главного территориального и
правового управлений, а также представители муниципалитетов, дорабатывала и отшлифовывала проекты законов о муниципальных
образованиях Иркутской области.
— Сколько всего муниципальных образований будет в Иркутской области?
— На территории области будет создано 390 муниципальных образований, в том числе 9 городских округов, 27 муниципальных районов,
67 городских и 287 сельских поселений.
17 ноября на сессии Законодательного собрания Иркутской области практически единогласно были приняты и отправлены губернатору
на утверждение 15 законов, касающихся реформы местного самоуправления. Законодательно подтвержден статус трех городов — Тулуна,
Братска, Усть-Илимска и одиннадцати муниципальных районов — Слюдянского, Качугского, Братского, Заларинского, Катангского,
Жигаловского, Усть-Удинского, Бодайбинского, Мамско-Чуйского, Ольхонского и Балаганского.
— Наведение порядка в территориальном делении области коснулось и так называемых «мертвых» деревень. На упомянутой
вами сессии был принят закон об упразднении нескольких населенных пунктов.
— Согласно переписи населения, которая проводилась в 2002 году, на территории Иркутской области в 34 деревнях не проживает
постоянное население, всего по России зафиксировано 13086 нежилых населенных пунктов. Документы на упразднение 13 пустующих
деревень были представлены от семи администраций муниципальных образований. Главным территориальным управлением проведена
тщательная проверка, в проект закона внесены соответствующие населенные пункты. Хочу подчеркнуть, что населенный пункт не может
быть упразднен, если там проживает хоть один человек или имеется частная собственность.
— Вернемся к муниципальным образованиям. Сильно ли изменилась карта Иркутской области?
— Мы постарались, насколько это возможно, сохранить границы муниципальных образований в пределах существующих. Федеральный
закон устанавливает ряд достаточно жестких ограничений при установлении границ муниципальных образований, в том числе принцип
пешеходной доступности до административного центра МО. Границы некоторых районов изменены незначительно. В основном это связано с
требованием закона устранить анклавные территории — когда участок земли, принадлежащий одному району, находится на территории
другого.
— С территориальными спорами пришлось столкнуться?
— Ну, споров не было, были рабочие моменты. Мы ограничены жесткими нормами закона. И нарушение этих норм может втянуть
территории в долгие судебные разбирательства. Сложности, конечно, были, в частности, при определении границ и статуса Ангарского и
Тайшетского муниципалитетов, а также при разграничении Зиминского района и города Саянска.
Так, в первоначальном варианте законопроекта о границах и статусе Ангарского районного муниципального образования
предусматривалось создание двух городских и двух сельских поселений. Однако в октябре текущего года представители Ангарска выступили
с инициативой ввести поселок Мегет в состав Ангарского городского округа. Завершена работа по корректировке генерального плана города,
которая была начата еще в прошлом году. По обновленному генплану территория Мегета входит в городскую черту.
Рабочая группа была вынуждена отклонить это предложение, так как, чтобы внести поправки, необходимо пройти ряд процедур, в
частности экологическую и градостроительную экспертизы генплана г. Ангарска. Все это требует времени, а согласно закону о местном
самоуправлении, законопроекты о статусе муниципальных образований должны быть приняты до 1 января 2005 года. В противном случае
полномочия по определению статуса и границ территорий передаются федеральному центру. Законодательно изменить предложенный проект
было невозможно.
На последней сессии был принят закон об упразднении рабочего поселка Китой Ангарского района. Жители поселка сами обратились в
администрацию Иркутской области с просьбой о включении Китоя в состав города Ангарска. По документам поселок находится в черте
города еще с 1979 г. Вхождение Китоя в границы Ангарского муниципального образования соответствует требованию Федерального закона
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Было много дискуссий, связанных с тем, как организовать территориальное устройство
г. Тайшета и Тайшетского района. Федеральный закон не позволяет иметь в составе муниципального образования город Тайшет, город
Бирюсинск и рабочий поселок Юрты. Поскольку вопрос объединения территорий решается с учетом мнения населения, мы попытались
провести референдум. Но голосования не получилось, так как не было явки. В таком случае закон предусматривает возможность субъекту
решить вопрос самостоятельно, исходя из финансовых, экономических и иных показателей. Городской и районной Думами Тайшета принято
решение объединить две территории в одну. Готовится законопроект о наделении статусом городского поселения Тайшета, Бирюсинска и п.
Юрты.
— На последней сессии Законодательного собрания 9 декабря был принят законопроект о наделении Нижнеудинска статусом
городского поселения, который вызвал большой резонанс в прессе и у местного населения.
— Да, этот вопрос вызвал серьезную дискуссию. На сегодняшний день в состав Нижнеудинского муниципального городского
образования входят города Нижнеудинск и Алзамай. По закону 131-ФЗ в состав городского округа не могут входить два города. Рабочей
группой были рассмотрены варианты о наделении Нижнеудинска статусом городского округа либо городского поселения. Нижнеудинский
район приобретает статус муниципального района и, согласно закону 131-ФЗ, должен иметь всю необходимую инфраструктуру для
осуществления функций района. По данным, представленным главным управлением здравоохранения, департаментом транспорта и связи
администрации Иркутской области, в Нижнеудинском районе необходимая инфраструктура не развита. Таким образом г. Нижнеудинск
необходимо ввести в состав района и придать статус городского поселения. Районная Дума поддержала идею объединения, тогда как
депутаты городской Думы выразили категорическое несогласие с таким решением. Однако иное решение, с правовой точки зрения, не может
быть принято без нарушения законодательства Российской Федерации. Законопроект о Нижнеудинском районе и наделении г. Нижнеудинска
статусом городского поселения был поддержан депутатами Законодательного собрания Иркутской области и принят во втором,
окончательном чтении.
— А как ведется работа в других регионах?
— Мы изучаем опыт работы соседей. В ноябре наша делегация побывала в Новосибирске и Алтайском крае для изучения опыта
реализации реформы муниципальных образований. Интересующие нас вопросы связаны с передачей имущества в муниципальную
собственность, отладкой межбюджетных отношений. Интересен также опыт разграничения полномочий между местными и региональными
властями.
В Алтайском крае ситуация очень сложная. Территории были «нарезаны» давно, и сейчас остро встает вопрос о соответствии новому
законодательству. Нарушены принципы численности и пешеходной доступности, влияющей на создание органов МСУ и на то, как человек
будет взаимодействовать с властью. С мест уже поступают предложения о продлении срока до 31 марта, т.е. просто идет обвал.
В Новосибирске совсем другая ситуация. Нарезка территорий тоже произведена заранее, еще в 2001 году, но территории адаптированы к
новому закону. На сегодняшний день в Новосибирской области утверждены 468 муниципальных образований. Но главы районов до сих пор
назначались, а не избирались. 5 декабря в Новосибирской области состоялись первые выборы глав муниципальных образований.
В Иркутской области на последней сессии ЗС, которая прошла 9 декабря, приняты законы о статусе и границах 21 муниципального
образования. То есть в соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Иркутская область выполнила поставленную федеральным законодателем задачу к 1 января 2005 года.