Особый образ жизни
Когда речь заходит о студенческих отрядах, у старшего поколения обычно возникают положительные ассоциации: интересно проводили время, общались, дружили да и деньги тоже зарабатывали. Деньги, заметьте, упоминаются в последнюю очередь. Это был особый образ жизни. А что знает о студотрядах нынешняя молодежь? Как она относится к этому движению? За весь 2004 год в рядах отрядов работало всего 1,5 тысячи человек, а студентов в Иркутске насчитывается порядка 100 тысяч. Возможно, не все имеют представление, что за "овощ" такой - студенческий отряд. С просьбой рассказать подробнее об этом движении мы обратились к Андрею Завьялову, председателю штаба студенческих отрядов Сибирского федерального округа и одновременно начальнику иркутского штаба.
В России семь федеральных округов, соответственно семь штабов, координирующих
деятельность студенческих отрядов всех направлений на уровне своих округов и в целом
на территории страны. Председатели штабов входят в правление Молодежного
общероссийского движения студенческих отрядов — это и законодательный, и
исполнительный орган, который вырабатывает перспективы и приоритеты дальнейшего
развития движения. 27 ноября состоялось заседание штаба СФО, на котором было
принято решение оставить его в Иркутске и на следующий год, хотя территориально
штаб может находиться в любом регионе округа.
— Студенческий отряд как явление условно состоит из четырех составляющих:
производственной, образовательной, социальной и досугово-бытовой. Многие
отождествляют студотряды со стройотрядами, но у последних во
главе угла — производство, — рассказывает Андрей Завьялов. — Студенческие
строительные отряды (ССО), безусловно, самые распространенные и многочисленные, но
наряду с ними существуют еще и студенческие отряды проводников (СОП),
педагогические отряды (СПО), сервисные отряды и отряды охраны правопорядка (СООП).
Производственной частью студоотрядовского движения является собственно работа и
зарплата: больше всех получают проводники — около 20 тысяч в месяц, столько же или
чуть меньше — строители, меньше всего платят в педотрядах, потому что там люди
работают на бюджетных ставках.
Из чего складывается образовательная часть? Во-первых, из профильного обучения,
которое организуется для студентов. Как правило, обучение начинается уже с февраля-
марта, и к началу сезона ребята уже готовы выполнять ту работу, на которую они
рассчитывали. Без обучения их не возьмут никуда. В общем-то это еще одна
дополнительная возможность подружиться и сплотиться, потому что в отряде важно
работать именно в команде. Так что если человек пришел в мае и сказал, что хочет
записаться в отряд, он рискует туда не попасть. По окончании сезона выдается удостоверение о
присвоении квалификационного разряда. Бывали такие случаи, когда человек получал
высшее образование, потом убирал на полку свой диплом и дальше работал по
специальности, полученной в студенческом отряде.
— В студенческие отряды люди приходят не за деньгами. А тот, кто пришел только за ними,
долго не задерживается, — продолжает Андрей Завьялов. — Важны сама обстановка, общение, климат
внутри команды, поддержка, взаимопомощь. Ведь, когда работаешь с человеком плечо к
плечу, ешь с ним из одного котла, спишь на соседних кроватях, приходит ощущение
родства, и тут не место для меркантильных соображений. Это действительно какое-то
особое миропонимание, образ жизни, как вы говорите. И потом, студенческие отряды
работают не только летом, а круглый год. Кроме работы, мы постоянно
проводим различные мероприятия: спартакиады, конкурсы, инструктаж, ролевые
тренинги и много другое. В этом заключается как раз досугово-бытовая сторона
студенческого движения.
Когда же речь идет о социальной стороне вопроса, имеется в виду, что на социально
значимых объектах ребята работают безвозмездно. Педотряды работают в различных
интернатах, домах ребенка; строители бесплатно делают ремонт или реставрируют
детские сады, школы для инвалидов и т.д.
2004 год ознаменовался двумя круглыми датами: 30-летием начала строительства
Байкало-Амурской магистрали и 45-летием движения студенческих отрядов в России.
Летом в Казачинско-Ленский район нашей области впервые за 15 лет прибыл
Всероссийский студенческий стройотряд БАМ-2004. Эта мероприятие было задумано с
целью вернуть былой интерес к «великой стройке». В отряд вошли
представители самых разных российских регионов — от Петербурга до Владивостока, всего
34 человека. Ребята работали в бамовских поселках. В
Магистральном восстановили стадион и порт. В Улькане
выполнили работы по благоустройству. На базе отдыха
«Талая» провели берегоукрепительные работы.
— Будет хорошо, если добрая традиция бамовских студенческих
стройотрядов будет восстановлена, — оценил работу ребят
мэр Казачинско-Ленского района Николай Наумов.
Важность и необходимость подобных мероприятий не вызывает сомнения, поскольку в
Иркутской области, по словам А. Завьялова, студенческая активность находится на очень
низком уровне, по сравнению с другими субъектами Федерации. Возможно, это связано с
тем, что освещение и пропаганда деятельности студотрядов близка к нулю. Во всех вузах
висят объявления, но пополнения рядов отрядов совершенно не наблюдается. Между тем
по многолетнему опыту видно, что в студотряды идет та молодежь, которая имеет
активную жизненную позицию, которая хочет двигаться вперед, делать что-то
общественно полезное, значит, ей надо давать возможность проявить себя.
Да неужели у нас в Иркутске мало такой молодежи? Я, в недалеком прошлом
студентка, подозреваю, что просто среди молодых людей студотряды — это немодно и
непрестижно. А вот в Свердловской области, например, студенческие отряды официально
являются кадровым потенциалом городской администрации и областного правительства.
Многие иркутские чиновники также прошли через студенческие отряды.
Не надо говорить о том, что наш регион испытывает кадровый голод. Этот голод легко
утолить, выделяя средства на развитие и популяризацию идей студенческих отрядов. Эти
средства вернутся сторицей, ведь они пойдут на воспитание в молодом поколении
ответственности, лидерских качеств и организаторских способностей, которые они смогут
применить на практике.