В здоровом теле -- здоровый ум
Ректор института повышения квалификации работников образования Лев Дамешек и руководитель Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН академик Сергей Колесников подписали договор о сотрудничестве. Этот договор официально оформил давние исследовательские взаимоотношения между сотрудниками института и центра.
При поддержке главного управления образования области подобные же документы в
июне этого года были подписаны четырьмя высшими учебными заведениями Иркутска:
ИГУ, ИГПУ, БГУЭП и ИПКРО. Как подчеркнул профессор Лев Дамешек, такие
договоры о совместной деятельности имеют принципиальное значение, потому что придают
дополнительное ускорение развитию вузов. Во-первых, был создан ряд новых
научных межвузовских подразделений, связанных с естественно-научными,
экологическими, медицинскими направлениями в образовании, математическими науками
и историей; создана специальная лаборатория для работы с детьми-сиротами.
Во-вторых, при институте повышения квалификации образована специальная
лаборатория, которая занимается экономическими обоснованиями тех законопроектов,
которые главное управление образования представляет в областную администрацию.
Таким образом, наука в дальнейшем будет влиять на решения, принимаемые властями.
Кроме этого, появился и еще один аспект деятельности института, без которого
современное образование совершенно немыслимо: это развитие охранно-сберегающих,
медицинских технологий, которые имеют самое непосредственное отношение к школе. В
самом ближайшем будущем предполагается создание крупного научно-
исследовательского подразделения при участии Центра СО РАМН, московского
института Российской Академии образования, а также вузов Читинской области и
Бурятии. Деятельность этого подразделения целиком будет посвящена
здоровьесберегающим технологиям в образовании. Предположительно, директором
центра станет Елена Дзятковская, профессор ИПКРО и крупнейший специалист в этой
области, а также главный инициатор использования в образовательной практике
медицинских технологий.
На протяжении уже десяти лет в Иркутской области проводятся исследования, так
называемые «слепые опыты». Суть их состоит в том, что в одной и той же школе
произвольно выделяются два класса. В них проводится полное медицинское обследование
школьников и определяется уровень патологии, который составляет примерно 35%. Один
класс занимается по методикам, разработанным медиками, а другой — по стандартной
школьной программе. К окончанию школы в «обычном» классе уровень заболеваемости
возрастает на 40% и составляет около 80%, а в экспериментальном классе этот процент
либо остается таким же — 35%, либо слегка снижается. Для внедрения в школы
этих методик не требуется дополнительных затрат. Уже выпущены пособия для учителей
и родителей, потому что и семья играет немаловажную роль в образовательном процессе.
Смысл здоровьесберегающих технологий можно выразить старым
изречением: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
В методиках учитываются особенности физиологии и психологии ребенка: детей в классы
подбирают по схожим признакам нервной системы, темпераменту, с учетом леворукости
и праворукости и т.д. Таким образом, получается, что индивидуальный подход к группе
поможет каждому ребенку реализовать себя.
Сергей Колесников, депутат Госдумы от Иркутской области, заместитель председателя
комитета науки, образования и здравоохранения, подчеркнул всю важность данной
проблемы: «Медики получают уже развитую патологию, с которой бороться значительно
труднее, нежели заниматься профилактикой заболевания. Воздействие на этапе
школы или детского сада — более эффективно, чем на конечных этапах обучения. К
сожалению, эти исследования не были сразу оценены по достоинству, но за последний год
уже произошли уже два события в Государственной Думе: «круглый стол» и
парламентские слушания, которые подтвердили, что наши инновационные идеи будут
иметь определенную поддержку».
Помимо вопросов сотрудничества в области науки, участники
мероприятия активно обсуждали
реформу образования, вокруг которой сейчас идет очень много споров. В связи с этим С.
Колесникову пришлось ответить на ряд вопросов. Он пояснил, что вариант реформы,
который был предложен правительством без согласования с профильными структурами,
подвергнут серьезной критике общественности.
На первом этапе реформы предлагается изменить имущественные отношения в
образовательном и научном комплексе, а также пересмотреть отношение государства к
этим сферам. После критики этой концепции, появилась другая — под названием «реформа
участия государства в управлении имущественным комплексом». Таким образом, было
официально признано, что наших реформаторов интересует не эффективность
образования, а именно имущественный комплекс, особенно в крупных городах.
Предлагается разделить вузы и НИИ по следующим критериям: те, которые работают на
страну и на общие проблемы, и те, кто этими вопросами занимается только отчасти. И
исходя из этой градации предоставлять или не предоставлять государственную
аккредитации. Те вузы, которые не укладываются в стандарт, например, региональные, надо
переводить на региональный бюджет, т.к. они готовят кадры для субъектов федерации.
Второй столп, на котором зиждется данная концепция, — это перевод медицинских,
образовательных и научных учреждений из статуса государственных в автономные
некоммерческие организации. Это значит, что субсидиарная ответственность государства
за эти учреждения просто ликвидируется. Пока что государство обязано содержать
материальную базу, обеспечивать коммунальные платежи, отвечать за выплату зарплаты.
Но если статус меняется, то учреждение начинает работать по контракту и за все платит
самостоятельно. В столице и крупных городах эта система будет существовать, но в
отдаленных территориях, где покупательная способность низкая, население не сможет
покупать образовательные или медицинские услуги в том объеме, чтобы учреждение
могло себя содержать. Тогда через два-три года возникнет очень неприятная ситуация с
долгами по налогам, по коммунальным платежам, по зарплатам и начнется процесс
банкротства, который тоже предусмотрен законодательно. С одной стороны, учреждения
получат свободную смету, которую будут использовать, исходя из своих потребностей, ни
перед кем не отчитываясь, а с другой — они потеряют все государственные
гарантии.
Новация, которая не вызвала каких-либо нареканий, — это возможность получения
образовательного кредита. Система обязательного распределения молодых специалистов
отошла в прошлое, теперь предлагается экономический вариант. Если человек
поступает за счет государства или за счет региона, он заключает договор о том, что в
течение определенного времени он обязан отработать в месте, которое ему назначат.
В противном случае он должен выплатить всю стоимость обучения. Возможен и второй
вариант — кредит погашается постепенно, по принципу ипотеки.
С. Колесников сообщил, что 9 декабря в парламенте состоятся слушания по
реформированию образования, здравоохранения и науки с точки зрения повышения их
эффективности. Будем надеяться, что все-таки во главу угла будут поставлены принципы
повышения именно эффективности этих сфер и мнение специалистов будет услышано.