Сила сопротивления
Сколько времени и средств потребуется на административную реформу
«Итальянская забастовка»
По нашим сведениям, в окружении Владимира Путина
считают, что административная реформа идет из рук вон плохо.
Один из высокопоставленных сотрудников администрации
президента в сердцах заявил, что «реформу проводят не так
и не те люди». По его словам, из того, что декларировалось,
сегодня реализовано максимум 10%. По сути дела, подвижки
есть только по трем направлениям. Первое — проведен анализ
избыточных и дублирующих функций (из более чем 5 тыс.
функций половина признана ненужной), но этим занимались
еще комиссии Алешина и Шувалова. Второе — началась
реформа ГУПов. И третье — подготовлены нормативные акты,
обеспечивающие доступ граждан к информации о федеральных
и местных органах исполнительной власти (ФОИВ, ОИФ) и
реформирующие систему закупок для госнужд. И это все. Или
практически все.
Но даже не это больше всего волнует сегодня Кремль. Те
скромные достижения реформы, которые удается обнаружить,
практически полностью можно зачислить в актив самих
идеологов и заказчиков реформы, но не исполнителей —
министров и прочих чиновников. Более того, в Кремле видят,
что административные преобразования перешли в
«инерционную фазу». Министерства и ведомства вместо того,
чтобы содействовать проведению реформы, активно ее
саботируют. Как красноречивый пример наш собеседник в АП
приводит провал попытки по-новому провести госзакупки. Речь
о сумме примерно в четверть российского бюджета — около
300 млрд. руб. В 2003 г. на открытых конкурсах госорганизации
закупили лишь 7,7% продукции и услуг, а планировалось на
порядок больше. Остальные деньги опять утекли из бюджета
через аффилированные с органами власти коммерческие
структуры.
Наш собеседник в Кремле уверен: чиновники,
почувствовав, что лишаются «рентного статуса», по сути дела,
объявили президентским начинаниям «итальянскую
забастовку» и занялись активным самореформированием. В
итоге деятельность многих министерств и ведомств, по
признанию чиновника, за полгода «настройки» кабмина
Михаила Фрадкова оказалась просто парализована.
Миллиард на пять лет
Мощь сопротивления административной реформе
оказалась настолько сильна, что в Белом доме поняли: без
корректировки не обойтись. В комиссии по административной
реформе, возглавляемой вице-премьером Александром
Жуковым, была разработана федеральная целевая программа
«Административная реформа». Согласно ей «центр принятия
решений» должен быть как можно дальше дистанцирован от
реформируемых ведомств, а разработку основных параметров
доверят научному сообществу.
Без научно обоснованного регламентирования
обязанностей чиновников отсечь их от ренты не удастся.
Следовательно, существует угроза, что административная
реформа и в центре, и особенно в регионах из-за сопротивления
бюрократии может провалиться. В итоге было решено, что
ФЦП нужно осуществить до 2010 г. (именно столько времени
потребуется для окончательной отладки системы
исполнительной власти сверху донизу), а ежегодный объем
финансирования должен быть не менее 200 млн. долл.
Явные и скрытые противники реформы
утверждают, что немалые бюджетные деньги, которые можно
было бы использовать на социальные нужды, с помощью
ученых пойдут под «распил» реформаторов. Так это или нет,
сейчас сказать невозможно. Всем понятно, нельзя допустить,
чтобы чиновники реформировали себя сами. Но сумма,
предназначенная на административную реформу — 1 млрд.
долл., у многих вызывает недоумение. «Россия не настолько
богата, чтобы позволить себе такую роскошь», — заявил нам
один из высокопоставленных чиновников в правительстве.
Кремлевские мечтания
Однако в Кремле убеждены в обратном. По словам
нашего собеседника, «мы не настолько богаты, чтобы мириться
с бездарными традициями управления страной». При этом он
ссылается на рейтинг международной конкурентоспособности
Всемирного экономического форума. В нем Россия по
показателям эффективности госуправления опустилась в
прошлом году с 81-го на 89-е место. В то же время по
социально-экономическим показателям страна вошла в первую
тридцатку развитых государств. Отсталый механизм
госуправления превратился в тормоз для развития России и
интеграции ее в мировое сообщество. И если не потратиться на
административную реформу, то никакие миллиарды
нефтедолларов не спасут Россию от участи «Либерии с
ракетами».
Кроме того, в Кремле, как ни странно это сознавать,
административную реформу изначально воспринимали не как
самоцель, и как средство для облегчения условий ведения
бизнеса и жизни простых россиян. В последнем варианте
концепции ФЦП эти приоритеты прописаны черным по белому
до мелочей.
Соотношение чиновников, оказывающих
гражданам услуги (сотрудники front office), и служащих,
обеспечивающих внутренние процессы (back office), должно
резко измениться в пользу первых. Для этого исполнительной
власти следует кардинально перестроить свою работу. Во-
первых, государство должно точно подсчитать, сколько и каких
чиновников будет работать по каждому конкретному
направлению (в паспортных столах явный дефицит кадров, в то
время как генералов в милиции пруд пруди). И, во-вторых, все
чиновники должны быть переведены на контрактную систему
оплаты труда и получать зарплату в соответствии с реально
проделанной работой. При этом не исключено, что
замначальника отдела министерства при высоких результатах
деятельности будет зарабатывать больше своего начальника
или даже министра, уверены в Кремле.
Все в надежных руках
Если удастся
полностью реализовать планы административной реформы, то
многие проблемы управления страной разрешатся
автоматически. Когда любой чиновник вынужден будет жить
по уставу, где все его действия и права детально расписаны и
сам устав будет легкодоступен для любого налогоплательщика,
каждое сомнительное решение несложно обжаловать в суде.
Чиновник, благодаря которому учреждение проиграло суд, уже
не будет иметь шансов пройти аттестацию и остаться
госслужащим. Почва для коррупции исчезнет. По словам
нашего собеседника, у Кремля есть политическая воля и
желание во что бы то ни стало довести реформу именно до
такого финала. Даже если для этого придется жестко осадить
саботажников и «гнуть регионы через колено».
И последние события, пожалуй, способны убедить
здравомыслящих наблюдателей в том, что намерения Кремля
действительно серьезны как никогда. В рамках комиссии по
административной реформе недавно создана рабочая группа по
проведению административной реформы, и главой ее назначен
руководитель аппарата правительства, в прошлом питерский
чекист Сергей Нарышкин. Так
что можно не сомневаться, что и проведение самой реформы, и
ее финансирование теперь в надежных руках и под
пристальным надзором.