издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Музыка четырех веков

  • Автор: Тамара КОМАРОВА, музыковед

В органном зале областного центра прошел концерт ансамбля солистов Иркутской филармонии под руководством лауреата премии губернатора, заслуженного артиста России Владимира Карпенко.

Под сводами католического костела звучала замечательная
музыка четырех столетий (XVII-XX веков). Начался концерт
Трио-сонатой Иоганна Себастьяна Баха. «Застывшая музыка»
величественной архитектуры собора внезапно «проснулась»
в строгих полифонических переплетениях инструментальных
голосов, которые затем слились в общий хорал, воскрешая
звуки и образы далекой эпохи барокко.

Блестящие пассажи и проникновенные мелодии скрипок предстали
в концерте Джузеппе Торелли — итальянского композитора
XVII-XX веков.

Эпоха Екатерины II (XVIII век) ожила в творчестве «русского
Паганини» Ивана Хандошкина, создателя русской скрипичной
школы. В вариациях на тему российской песни «Взвейся
выше, понесися, сизокрылый голубочек» народная мелодия
засверкала новыми красками в блестящих скрипичных фиоритурах
и мелодических преобразованиях.

Трио А.П. Бородина на тему народной песни «Чем тебя
я огорчила» для двух скрипок и виолончели — новый этап
вариационного жанра русской музыки XIX века.

ХХ век внес много нового в музыкальное творчество.
Наряду с классическими традициями значительно усложняются
образная сфера и музыкальный язык. Вариации венгерского
композитора Пала Ярданьи покоряют национальным песенно-танцевальным
колоритом.

Лирико-романтические традиции русской музыки (Чайковский,
Рахманинов, Скрябин) продолжены в творчестве украинского
композитора Виктора Косенко. Прозвучали его три фрагмента
из музыки к пьесе Юджина О’Нила «Любовь под вязами»:
вступление, индийский танец, драматический этюд.

Впервые в Иркутске прозвучала сюита руководителя ансамбля
Владимира Карпенко. Неоклассические жанры — прелюдия,
ригодон, менуэт, фуга — сочетаются с некоторыми особенностями
современного языка и новыми приемами.

«Закарпатская рапсодия» украинского композитора ХХ века
Анатолия Кос-Анатольского явилась блестящим итогом концертного
вечера. Яркая, национальная, песенная и танцевальная сфера,
богатство тембровых красок, технических приемов, виртуозный
блеск, широта динамики — все это представлено в исполнении
рапсодии.

Артистам Иркутской филармонии удается добиться слаженности
подлинного ансамбля, виртуозного мастерства, тонкого
понимания образно-эмоционального строя произведений
каждой эпохи, каждого стиля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры