Единый госэкзамен дает шанс
Главное преимущество ЕГЭ - в предоставлении равных шансов на поступление в вуз всем российским абитуриентам Недавно в Москве прошло заседание Российского совета по развитию образования "Итоги и перспективы ЕГЭ". В нем приняли участие представители администрации президента РФ, правительства, Госдумы, Российской академии наук, научно-исследовательских институтов, университетов и вузов страны. Известно, что эксперимент по внедрению единого госэкзамена постоянно находится в центре общественного внимания. И хотя новый подход к оценке знаний выпускников по- прежнему вызывает споры, и сторонники и противники эксперимента соглашаются в том, что отечественному образованию необходима независимая оценка качества образования, основанная на общих для всех, удобных и ясных стандартах. Она позволит поступать в вузы на равных всем выпускникам, независимо от места проживания.
В 2004 году в эксперименте по проведению ЕГЭ приняли участие 946 вузов и филиалов,
1536 средних специальных учебных заведений — всего экзамены в такой форме сдавали
982 тысячи человек. На проведение ЕГЭ в следующем году поступили заявки от 78
субъектов Федерации, из которых большая часть уже опробовала эту технологию. В 2005
— 2006 годах по решению коллегии Министерства образования и науки РФ должна
завершиться апробация процедуры и технологии единого госэкзамена во всех субъектах
Федерации. А в 2006-2008 гг. его планируется ввести по всей стране — принято решение
до 15 января 2005 года подготовить проект постановления правительства по этому поводу.
Но прежде разработчикам предстоит решить ряд ключевых вопросов: в частности, будет
ли ЕГЭ обязательным для всех учащихся, какие еще формы поступления в вуз могут быть
предложены абитуриентам и каким образом станут проводить единый госэкзамен. Как
отмечали участники РОСРО, в течение прошедших пяти лет дискуссии, связанные с
образовательной политикой, так или иначе касались темы ЕГЭ. Выступая на заседании,
ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов отметил, что единый
экзамен — пример осуществления социальных реформ, затрагивающих значительную часть
населения страны.
Понятно и то, почему введение ЕГЭ вызывает повышенный интерес и такую
неоднозначную реакцию. Именно этот подход четко выявляет степень освоения
выпускником образовательного стандарта. Поступление в вуз на основании результатов
ЕГЭ не требует личного присутствия на вступительных испытаниях, а значит,
предоставляет возможность поступать на равных всем абитуриентам, независимо от их
социального положения и места жительства. И, судя по всему, в самом скором времени
единый госэкзамен станет таким же привычным, какими прежде были устные и
письменные экзамены.
«Была поставлена задача по разработке системы независимой
экспертной оценки знаний, — говорит председатель комитета образования Новгородской
области, член коллегии Министерства образования и науки РФ Владимир Аверкин. —
Сейчас мы должны давать независимую оценку качества обучения в школах, проверить
содержание всех школьных программ с тем, чтобы интерес учащихся к школе возрос. Без
независимой оценки качества знаний двигаться дальше нам некуда». При этом смысл
школьного образования не должен свестись к одной только подготовке к ЕГЭ. Единый
госэкзамен должен стать стимулом к пересмотру качества образовательных услуг и в
школах, и в институтах.
Параллельно с последним этапом внедрения ЕГЭ должна получить развитие и система
предметных олимпиад, целью которой станет выявление наиболее одаренных учеников.
«Победители 4 и 5 этапов федеральной олимпиады будут зачисляться в вузы без
экзаменов, — прокомментировал проректор ВШЭ Григорий Канторович. — Ряд победителей
третьего, регионального, тура смогут поступить без вступительных испытаний в местные
вузы». Очевидно, что олимпиады станут еще одним способом конкурсного поступления.
Правда, для этого необходимо, как считают эксперты, помимо введения четкой правовой
базы, унифицировать оценку результатов олимпиады, а также контролировать их
проведение. Кроме того, разумно было бы дать возможность вузам проводить
собственные олимпиады. «Есть два момента, свидетельствующих в пользу олимпиад, —
считает Григорий Канторович. — Во-первых, такой вариант позволяет выявлять наиболее
талантливых ребят. А во-вторых, он необходим для тех, кто нацелен на определенный
вуз, конкретную специальность. В таком случае у вузов сохранится мотивация
профориентационной работы со школами». Больше того, если вузы сами будут проводить
такие олимпиады, они смогут не просто выявлять, но и принимать всех одаренных ребят.
По информации Министерства образования и науки, уже до конца 2004 года может быть
принят соответствующий документ, который законодательно определит механизм
проведения олимпиад и права вузов. Еще в прошлом году ведомство подготовило новую
редакцию Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, также летом 2003 года в
Госдуму был внесен законопроект «О внесении дополнений в статью 16 Закона «Об
образовании» и в статью 11 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании». Законопроект предусматривает предоставление победителям федерального
окружного этапа Асероссийской олимпиады школьников, занявшим 1-е, 2-е и 3-е места,
право поступать без вступительных испытаний в государственные и муниципальные
образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального
образования для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.
Кстати, определенные практические наработки в этом отношении уже существуют:
некоторые вузы зачисляют к себе победителей федеральной олимпиады, а МГУ им.
Ломоносова одним из первых предложил принимать без дополнительных испытаний и
ребят, победивших в региональных турах. В том случае, если оба варианта вступительных
испытаний будут запущены параллельно, через несколько лет в стране сможет появиться
стройная схема объективной оценки знаний. Тогда абитуриент сможет выбирать для себя
приемлемый вариант поступления в вуз, исходя из собственных возможностей и
полученного образования.