издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Берег левый, берег правый

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

Финансовое затишье на "стройке нового века" Объем работ на строительстве нового моста через Ангару продолжает сокращаться, словно шагреневая кожа. Запланированные суммы на объект не поступают. Как сообщили в дирекции по строительству мостового перехода, не поступают из-за отсутствия прогнозируемых доходов в территориальном дорожном фонде в текущем году.

Руководству строительного консорциума ничего не
остается, как приостановить работы на новостройке и
отправить на два месяца в отпуск без содержания три
сотни опытнейших специалистов. Отправить, не
рассчитавшись по зарплате за
сентябрь и октябрь. А есть еще поставщики, которые
ждут не дождуться денег за материалы и оборудование.

Отказ депутатов Госдумы выделить в 2005 году средства
на строительство нашего моста оставил область один на
один с непростой проблемой. Ситуация обострилась в
связи с исчезновением целевого дорожного фонда,
изменениями в налогообложении, перекладыванием сбора
акцизов с производителей на продавцов ГСМ. И, конечно
же, с продолжающейся инфляцией.

Первоначально в 2001 году стоимость строительства
мостового перехода определялась в 6 млрд. рублей,
через три года эта сумма возросла уже до 7 миллиардов.
И хотя большая часть объемов строительно-монтажных работ
по мосту уже позади,
оставшиеся работы при нынешнем уровне цен потянут еще
как минимум на 1,8 млрд. руб. Это не считая подходов и
развязок, за которые по-настоящему так и не брались.
При таком отношении стоимость их с нынешних 1,8 млрд.
руб. через три-четыре года может подпрыгнуть до 4-5
млрд. руб. И удивляться тут нечему: если год назад
тонна арматуры стоила 8 тыс.рублей, то сегодня — уже 18.
Дорожают также бензин, мазут и т.д.

Из-за отсутствия цемента мостостроители не могут
завершить бетонирование трех необходимых для
завершения фундаментного цикла буронабивных
столбов на опоре N12, оплатить зимние
технологические укрытия для производства работ по
навесному бетонированию «птичек», рассчитаться с
речниками за аренду судов… Больше того, подрядчик
вынужден приостановить покупку заказанной французской
фирме «VSL» третьей пары агрегатов для навесного
бетонирования, что, несомненно, ускорило бы работы по
сооружению русловых пролетов в 2005 — 2007 годах.

В тайне мостостроители рассчитывают на изменение
ситуации в 2005 году. Но случится ли это? Сколько
закладывается в бюджет области на сооружение моста,
пока никто не знает.

— Если, к примеру, сумма останется прежней, то есть
в пределах нынешних 400 млн.рублей, каким образом
будут спланированы работы? — спрашиваю у главного
инженера по строительству мостового перехода Сергея
Козынкина.

— После расчета с подрядчиками за выполненные
объемы нынешнего года в нашем распоряжении
останется в пределах 200 млн. руб., — говорит Сергей
Григорьевич. — Таких средств хватит лишь на сооружение двух
опор и одного руслового пролета («птички»).

Это при том, что подрядчикам предстоит возвести еще
три русловых опоры и восемь 105-метровых пролетных
строений. При таких темпах на ввод мостового перехода
в 2007 году рассчитывать не приходится.

Нет нужды доказывать нашим читателям пагубность такой
отсрочки. Иркутяне ежедневно видят, что творится на
улицах в часы пик. А представляете, что нас ждет с
пуском дороги Чита — Хабаровск? Спасти может только
новый мост. Его ввод позволит перераспределить потоки
с плотины ГЭС и старого моста; произвести капитальный
ремонт старого моста, которому уже 70 лет; улучшить
экологическую обстановку в городе. По новому мосту пойдет
троллейбус, на нем будет шестирядное автомобильное
движение. Специалисты подсчитали, что
народно-хозяйственный эффект от нового моста составит
в пределах 300 млн. руб. в год. Это и экономия времени
работающих в центральных районах,
и сокращение перепробега транспорта (на
10-13 км), и экономия ГСМ, и сокращение
дорожно-транспортных происшествий…

Сбой в строительстве несет и экономические, и
социальные потери. Особенно это отразится на семьях
работающих на мосту и отправленных в длительные
отпуска специалистах. Это расхолаживает людей, они
теряют ритм, приобретенные навыки и веру во власть,
которая не в состоянии обеспечить им даже
запланированную часть работ. 404 млн. рублей были
утверждены всеми ветвями власти, а теперь не могут
их обеспечить. Не собрали необходимые налоги? Кто не
собрал? Почему? Это плановая стройка, а не частный
инвестор, который взял и прогорел. В результате
остановлен отлаженный строительный конвейер,
простаивает современная техника, не у дел остались
высокопрофессиональные кадры, на приколе — эффективнейшие
современные опалубки, американские и германские
бетононасосы для подачи бетона на большую длину и
высоту, без которых не может быть качественного
бетонирования.

Неспособность бюджета вести стройку в заданном
режиме требует серьезных корректировок финансового
обеспечения. И прежде
всего в высоких инстанциях. Надо работать с
правительством и Государственной Думой. Добиться,
чтобы федеральная составляющая, официально
узаконенная постановлением правительства Российской
Федерации в 1999 году, присутствовала в нашей стройке.

Пора, наверное, заканчивать и поднадоевшие разговоры
о привлечении заемных средств. Сколько было радужных
надежд на иностранные банки? Вспомним обувную фабрику
в Топкинском микрорайоне, лесоперерабатывающие заводы,
нефтяные и газовые производства… Где все это? Может,
хватит уповать на «забугорные» финансовые институты, а
привлечь свои, российские, банки? Пока не поздно, надо
выработать единую направленность, единый подход к
решению проблемы и повести разумную, понятную и
прогнозируемую политику. Иначе не скоро удастся
прокатиться по новому красавцу-мосту.

P.S. Из дирекции по строительству моста
пришло сообщение: административным комитетом при губернаторе
принято решение о частичном погашении задолженности
мостостроителям за выполненные работы. Речь идет о
максимально возможной сумме — 40 млн. руб. В первые
дни декабря было перечислено платежей на сумму 24 млн.
рублей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры