Берег левый, берег правый
Финансовое затишье на "стройке нового века" Объем работ на строительстве нового моста через Ангару продолжает сокращаться, словно шагреневая кожа. Запланированные суммы на объект не поступают. Как сообщили в дирекции по строительству мостового перехода, не поступают из-за отсутствия прогнозируемых доходов в территориальном дорожном фонде в текущем году.
Руководству строительного консорциума ничего не
остается, как приостановить работы на новостройке и
отправить на два месяца в отпуск без содержания три
сотни опытнейших специалистов. Отправить, не
рассчитавшись по зарплате за
сентябрь и октябрь. А есть еще поставщики, которые
ждут не дождуться денег за материалы и оборудование.
Отказ депутатов Госдумы выделить в 2005 году средства
на строительство нашего моста оставил область один на
один с непростой проблемой. Ситуация обострилась в
связи с исчезновением целевого дорожного фонда,
изменениями в налогообложении, перекладыванием сбора
акцизов с производителей на продавцов ГСМ. И, конечно
же, с продолжающейся инфляцией.
Первоначально в 2001 году стоимость строительства
мостового перехода определялась в 6 млрд. рублей,
через три года эта сумма возросла уже до 7 миллиардов.
И хотя большая часть объемов строительно-монтажных работ
по мосту уже позади,
оставшиеся работы при нынешнем уровне цен потянут еще
как минимум на 1,8 млрд. руб. Это не считая подходов и
развязок, за которые по-настоящему так и не брались.
При таком отношении стоимость их с нынешних 1,8 млрд.
руб. через три-четыре года может подпрыгнуть до 4-5
млрд. руб. И удивляться тут нечему: если год назад
тонна арматуры стоила 8 тыс.рублей, то сегодня — уже 18.
Дорожают также бензин, мазут и т.д.
Из-за отсутствия цемента мостостроители не могут
завершить бетонирование трех необходимых для
завершения фундаментного цикла буронабивных
столбов на опоре N12, оплатить зимние
технологические укрытия для производства работ по
навесному бетонированию «птичек», рассчитаться с
речниками за аренду судов… Больше того, подрядчик
вынужден приостановить покупку заказанной французской
фирме «VSL» третьей пары агрегатов для навесного
бетонирования, что, несомненно, ускорило бы работы по
сооружению русловых пролетов в 2005 — 2007 годах.
В тайне мостостроители рассчитывают на изменение
ситуации в 2005 году. Но случится ли это? Сколько
закладывается в бюджет области на сооружение моста,
пока никто не знает.
— Если, к примеру, сумма останется прежней, то есть
в пределах нынешних 400 млн.рублей, каким образом
будут спланированы работы? — спрашиваю у главного
инженера по строительству мостового перехода Сергея
Козынкина.
— После расчета с подрядчиками за выполненные
объемы нынешнего года в нашем распоряжении
останется в пределах 200 млн. руб., — говорит Сергей
Григорьевич. — Таких средств хватит лишь на сооружение двух
опор и одного руслового пролета («птички»).
Это при том, что подрядчикам предстоит возвести еще
три русловых опоры и восемь 105-метровых пролетных
строений. При таких темпах на ввод мостового перехода
в 2007 году рассчитывать не приходится.
Нет нужды доказывать нашим читателям пагубность такой
отсрочки. Иркутяне ежедневно видят, что творится на
улицах в часы пик. А представляете, что нас ждет с
пуском дороги Чита — Хабаровск? Спасти может только
новый мост. Его ввод позволит перераспределить потоки
с плотины ГЭС и старого моста; произвести капитальный
ремонт старого моста, которому уже 70 лет; улучшить
экологическую обстановку в городе. По новому мосту пойдет
троллейбус, на нем будет шестирядное автомобильное
движение. Специалисты подсчитали, что
народно-хозяйственный эффект от нового моста составит
в пределах 300 млн. руб. в год. Это и экономия времени
работающих в центральных районах,
и сокращение перепробега транспорта (на
10-13 км), и экономия ГСМ, и сокращение
дорожно-транспортных происшествий…
Сбой в строительстве несет и экономические, и
социальные потери. Особенно это отразится на семьях
работающих на мосту и отправленных в длительные
отпуска специалистах. Это расхолаживает людей, они
теряют ритм, приобретенные навыки и веру во власть,
которая не в состоянии обеспечить им даже
запланированную часть работ. 404 млн. рублей были
утверждены всеми ветвями власти, а теперь не могут
их обеспечить. Не собрали необходимые налоги? Кто не
собрал? Почему? Это плановая стройка, а не частный
инвестор, который взял и прогорел. В результате
остановлен отлаженный строительный конвейер,
простаивает современная техника, не у дел остались
высокопрофессиональные кадры, на приколе — эффективнейшие
современные опалубки, американские и германские
бетононасосы для подачи бетона на большую длину и
высоту, без которых не может быть качественного
бетонирования.
Неспособность бюджета вести стройку в заданном
режиме требует серьезных корректировок финансового
обеспечения. И прежде
всего в высоких инстанциях. Надо работать с
правительством и Государственной Думой. Добиться,
чтобы федеральная составляющая, официально
узаконенная постановлением правительства Российской
Федерации в 1999 году, присутствовала в нашей стройке.
Пора, наверное, заканчивать и поднадоевшие разговоры
о привлечении заемных средств. Сколько было радужных
надежд на иностранные банки? Вспомним обувную фабрику
в Топкинском микрорайоне, лесоперерабатывающие заводы,
нефтяные и газовые производства… Где все это? Может,
хватит уповать на «забугорные» финансовые институты, а
привлечь свои, российские, банки? Пока не поздно, надо
выработать единую направленность, единый подход к
решению проблемы и повести разумную, понятную и
прогнозируемую политику. Иначе не скоро удастся
прокатиться по новому красавцу-мосту.
P.S. Из дирекции по строительству моста
пришло сообщение: административным комитетом при губернаторе
принято решение о частичном погашении задолженности
мостостроителям за выполненные работы. Речь идет о
максимально возможной сумме — 40 млн. руб. В первые
дни декабря было перечислено платежей на сумму 24 млн.
рублей.