"Золотая пряжка" Транссиба
Три года назад Россия торжественно отметила 100-летие Транссиба -- самой длинной в мире железнодорожной магистрали, чуда эпохи пара и электричества.
Однако сквозное движение по Транссибу началось не в 1901 году, а 12
сентября 1904 года, когда от Слюдянки до порта Байкал прошел
первый поезд с министром путей сообщения князем Михаилом
Хилковым. Именно в этот день на берегу священного моря замкнулась
«золотая пряжка» Транссибирской магистрали — Кругобайкальская
железная дорога. Она соединила воедино западную и восточную ветви
сибирского пути. 292 версты от Иркутска до Мысовой — самый короткий
фрагмент величайшей дороги — оказались самыми трудными для строителей. В
течение трех лет, пока инженеры и рабочие со всего мира киркой и
динамитом пробивались через отвесные скалы Олхинского плато по
береговой кромке Байкала, экспрессы из Парижа и Санкт-Петербурга во
Владивосток пересекали священное море на пароме «Байкал», который
ради этого и пришлось построить. Десятки тоннелей, галерей, сотни
виадуков, мостов и труб были сооружены вручную. Кругобайкальская
железная дорога стала памятником инженерного гения и человеческого
упорства.
Сегодня КБЖД — памятник федерального значения — стала местом
паломничества туристов со всего мира. Значение КБЖД как
естественного музея истории, техники и культуры невозможно
переоценить.
«Легенда Транссиба», «Памятник на берегу», «Техническое чудо света
20 века»… Как только не называют железную дорогу ручной работы —
Кругобайкалку, столетний юбилей которой иркутяне
отмечают в этом году.
Столетию «памятника на берегу» посвящен специальный выпуск научно-
популярного иллюстрированного журнала «Земля иркутская».
Учредитель и издатель журнала — Центр по сохранению историко-
культурного наследия Иркутской области привлек к работе над
выпуском патриотов КБЖД. Историки, архитекторы, археологи, геологи,
инженеры-путейцы, биологи, журналисты, краеведы, фотохудожники,
туристы подготовили целый блок юбилейных материалов. Составил
выпуск доцент Иркутского технического университета архитектор
Алексей Чертилов, знающий на Кругобайкалке буквально
каждый камень. Алексей Константинович как-то подсчитал, что за те 15
лет, в течение которых он исследует эту уникальную дорогу, им пройдено
расстояние равное пути от Иркутска до Москвы.
Кроме журнала, где собраны интереснейшие материалы об истории
«байкальской пряжки Транссиба» и результаты исследований,
которые уже много лет проводят на КБЖД ученые, из печати вышли еще
два издания, подготовленные Алексеем Чертиловым.
Это краткий путеводитель «Кругобайкальская железная дорога» и
туристическая карта-схема КБЖД. Особый интерес для туристов и
знатоков Кругобайкалки представляет карта в масштабе 1:100000. На ней
показаны все археологические объекты, уникальные
комплексы, музеи, базы отдыха, туристические и спортивные базы.