Арифметика дефицита
Внимательно послушав дискуссию о проекте бюджета Иркутской области на 2005 год, пусть с большим трудом,
но, кажется, все-таки нашла, чему радоваться. Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного
минимума прогнозируется региональными властями в будущем году, по меньшей мере, до 31%. Сейчас этот
показатель составляет 32%. Простые арифметические расчеты позволяют сделать вывод, что бедность в нашем
регионе будет окончательно побеждена через 32 года. Но бюджетный процесс не простая арифметика.
Федеральный центр дал субъектам федерации много самостоятельности в вопросе борьбы с бедностью. Но в
условиях самоокупаемости региональных бюджетов эта самостоятельность носит очень сомнительный характер.
По данным Центра фискальной политики, в структуре доходов консолидированного бюджета России 2004 года
доля федеральных налогов достигла 94,9%, региональных — 4,2%, а местных — около 0,8%. Следует сказать, что в
2005 году ситуация ничуть не изменилась. Сверхцентрализацию удается замаскировать за счет того, что часть
федеральных налогов зачисляется в региональные бюджеты.
Но в любом случае регионы не могут регулировать налоговые поступления. Это приоритет федерального
центра. И вот почему. Еще в 1994 году 10 регионов-лидеров давали 41,5% всего ВВП, а в 2002-м — уже 54,2%. В
2003 году Ямало-Ненецкий АО обеспечил 214% объема промышленного производства по сравнению с
последним советским 1990 годом. Ленинградская область показала 129%, Белгородская — 112%, зато
среднероссийский уровень равен 67%.
Понятно, что разрыв необходимо сокращать. Еще недавно широко практиковалась политика поощрения
иждивенчества, в результате быть бедным стало выгодно. Реализуя новые подходы в межбюджетной политике,
федералы решили всех поставить в равные условия. Сегодня оставлено без внимания то обстоятельство, что в
заведомо выигрышном положении оказываются регионы не с производственным, а сырьевым вектором.
Иркутской области, к примеру, все как-то не удается вписаться в этот сырьевой вектор. Несмотря на имеющийся
серьезный потенциал. Крупные сырьевые проекты, обещавшие региону многомиллионые (в долларах) налоговые
дивиденды, опять-таки не реализуются по причине того, что в федеральном центре не могут определиться с тем,
кто, как и на какие деньги будет эти проекты реализовывать.
В связи с этим до сих пор не могу найти ответ на вопрос: чего добиваются федеральные власти, давая право
регионам самостоятельно формировать пакет социальных льгот? Взять хотя бы нашумевший вопрос о детских
пособиях, которые с 1995 года выплачивались в размере 70 рублей в месяц. С нового года в Иркутской области
их будут платить по 100 рублей на ребенка, на треть больше. Хотя в товарном эквиваленте разница между
нынешним пособием и пособием будущего года составляет две буханки хлеба и пакет молока. В схожей с
Приангарьем по социально-экономическим показателям Свердловской области, где пособие оставлено на уровне
70 рублей, депутаты добились того, что с нового года один из родителей, воспитывающий трех и более детей,
будет получать по 140 рублей на ребенка. Тоже не велико достижение.
При этом профицит федерального бюджета в январе — сентябре 2004
года составил 476,4 млрд. рублей, приблизившись к четверти от суммы финансирования расходов. А в будущем
году профицит запланирован в размере 280 млрд. рублей. В то же время субъекты федерации, сформировавшие
свои бюджеты на 2005 год без дефицита, по пальцам можно пересчитать. В Москве разрыв между
планируемыми доходами и расходами составит 17 млрд. рублей, в Хабаровском крае — 4 млрд. рублей, в
Красноярском крае дефицит может достичь 5 млрд. рублей. В Иркутской области в этом году также рекордный
размер дефицита — 2,1 млрд. рублей. Для его покрытия планируется увеличить внутренний долг до 5 млрд.
рублей. При этом во внутренний долг еще никто не включал суммы предъявленных области исков за невыполнение
федеральных законов о ветеранах и инвалидах. А это еще 777 млн. рублей.
Правда, как говорит глава облфинуправления Владимир Пашков, Минфин расценивает ситуацию с долгом
регионов, не превышающим 25-30% от объема бюджета, как стабильную. А вот уже в 2007 году регионы,
имеющие просроченные обязательства, превышающие 30% годовых доходов, уже могут быть фактически
объявлены банкротами. Принятые в прошлом году поправки в Бюджетный кодекс допускают введение в таких
субъектах федерации временной финансовой администрации, чьи полномочия настолько велики, что придется
забыть о местных органах власти.
Еще более угнетенными в межбюджетном смысле являются муниципалитеты. Как правило,
внутрирегиональные различия сильнее межрегиональных. Говоря иными словами, различие между Москвой и
Иркутском меньше, чем разрыв между Иркутском и, скажем, Куйтунским районом, где наложен арест на
имущество школ, а планируемые расходы бюджета будущего года в три раза выше собственных доходов.
Вся межбюджетная конструкция напоминает 36-метровую статую Колосса Родосского. Молва о родосском чуде
разнеслась по античному миру, но просуществовало оно недолго, поскольку было повалено землетрясением.
Самым уязвимым местом Колосса Родосского оказались колени. Вот и теперь, получается, весь блестящий
федеральный бюджет-2005 держится «на глиняных ногах».