издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Невесосмость музыки

  • Автор: Изольда ЦАХЕР, музыковед, кандидат искусствоведения

Фортепианный вечер, прошедший в зале Иркутской филармонии, привлек возможностью знакомства с малоизвестным у нас пианистом -- лауреатом международных конкурсов Танелом Йоаметсом (Эстония), а также интересной программой. Она включала редко исполняемые произведения Скрябина, Брамса и Дебюсси.

Скрябин — композитор, исключительно сложный для исполнения.
В его сочинениях находит непосредственное отражение
особое, космическое мировоззрение. «В тысячный раз обдумываю
план моего нового сочинения. Каждый раз мне кажется,
что канва готова, вселенная объяснена с точки зрения
свободного творчества», писал Скрябин. Играть сочинения
композитора адекватно, по-скрябински удается лишь немногим.

Т. Йоаметс, лауреат конкурса им. Скрябина, продемонстрировал
понимание замыслов композитора. В его исполнении претворились
типичные черты скрябинского искусства: нематериальность,
невесомость (бесплотные звучания), статичность-созерцательность
— и волевое начало, неудержимая
энергия порыва, взлета.
Музыкантом был найден необходимый «тембр» — холодноватый,
чистый, ясный звук. Пианист чутко фиксировал «нервные
рефлексы» музыки Скрябина.

Программа второго отделения — произведения Брамса и
Дебюсси — требовала исполнительского перевоплощения.
Брамс — антипод Скрябина, олицетворяющий другой полюс
романтического искусства. Его музыке свойственны особая
сердечность, теплота, наряду со страстностью, демонизмом.
Типичный образ Брамса — образ утешения. В интерпретации
Т. Йоаметса, однако, манера исполнения Скрябина словно
бы переносилась на музыку Брамса, что создавало впечатление
несколько формального прочтения. «Скрябинская» объективность
оставляла мало места для свойственных Брамсу лирических
откровений, полифонии чувств. Холодноватость звука,
уместная в сочинениях Скрябина, обернулась бесстрастностью
(иногда жестокостью), тембровым однообразием. Разнохарактерность,
яркая контрастность фантазий стушевалась.

Нечто подобное произошло и с произведениями Дебюсси.
Исполнению пианиста недоставало импрессионистской красочности,
изысканности — того пленительного сочетания меланхолии
и праздничности («Остров радости»), которым отмечены
творения великого француза. Слушателю же не хватало ощущения
неповторимой индивидуальности композитора, духа эпохи.

В качестве завершения концерта публике была предложена
импровизация, техникой которой Т. Йоаметс свободно владеет.
Созданный пианистом образ в полной мере соответствовал
заданной слушателями теме: озеро в лунную ночь.

В целом знакомство с молодым исполнителем явилось источником
новых впечатлений и размышлений. Совершенствованию же
в искусстве, как известно, нет предела.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры