Жизнь в долг
К жизни в долг надо привыкнуть. Иркутская область постепенно привыкает. Иначе не
представляется возможным закрыть дефицит бюджета. Но как тут не вспомнишь расхожую
фразу: «Берешь чужое, а отдавать надо свое». Да еще с процентами.
Самый очевидный способ избавиться от дыры в казне — выпуск облигаций регионального
займа. Проще говоря, государству залезть в долг к фондовым компаниям, банкам и прочим
инвестиционным институтам и обещать за пользование их деньгами проценты. Этот
инструмент настолько прочно вошел в обиход финансистов
администрации области, что
динамика роста заимствований, очевидно непропорциональная росту доходов бюджета,
настораживает даже несведущего в фондовом рынке человека. В текущем году выпуск
ОДО вырос более чем в три раза, до 1,45 млрд. рублей, а в будущем году предполагается
увеличить его до 3 млрд. рублей, больше чем в два раза.
Иркутская область — один из немногих, по крайней мере сибирских регионов, который так активно
занимает деньги на фондовом рынке для покрытия бюджетного дефицита. Конечно,
сравниться с Москвой Приангарью практически невозможно, но мы очень стараемся. Столица
сегодня является крупнейшим заемщиком на внутреннем рынке. Аналитики полагают, что из-
за устойчивой дефицитности бюджета Москве придется одалживать на внутреннем рынке
облигаций в пределах 20-30 млрд. рублей ежегодно.
Поддержку рынку региональных облигаций
обещает оказать Минфин, но при условии финансирования из этих средств инвестиционных
проектов. Правда, для того чтобы выйти на рынок, регионам надо набрать качественный
портфель инвестиционных проектов, а это под силу не многим.
В Иркутской области хоть и имеются инвестиционные проекты, но займы идут
исключительно на покрытие кассового разрыва. В будущем году планируется выпустить
облигации на 2,9 млрд. рублей. Это немногим более 1% от валового регионального продукта и
10% от доходов бюджета. По оценкам аналитиков, для мировой практики это очень
незначительная доля. Критическими считаются расходы на обслуживание долга в размере
45% от доходов.
Но в случае с иркутскими «одошками» есть одна проблема. Привлеченные деньги
проедаются, поскольку
на эти средства финансируется заработная плата, содержание больниц и тому подобное. В
2005 году погашение основной суммы задолженности по ранее выпущенным облигациям
составит 600 млн. рублей. Таким образом, разница между привлеченными
от размещения средствами и
гашения облигаций составит 2,3 млрд. рублей. Хватит не только вернуть
прежде занятые деньги, но и профинансировать некоторые
статьи бюджета, которые пока из-за
планируемого дефицита в размере 2,1 млрд. рублей кажутся большой роскошью.
Сейчас перед регионом стоит задача еще и выгодно разместить заем на рынке. Уже сейчас
доля столицы на российском внутреннем рынке региональных облигаций составляет 62%.
Через 2-3 года она может увеличиться до 80%. Иначе говоря, город в силу своей высокой
инвестиционной привлекательности будет продолжать оттягивать ресурсы рынка на себя,
оставляя остальные регионы в весьма затруднительном положении. Привлечение займов на
внутреннем рынке под 11-11,5% годовых становится невыгодным из-за значительного
укрепления рубля. Иркутская область размещает свои облигации с доходностью 11-13%.
Но дефицит бюджета все-таки относит бумаги
Иркутской области к достаточно рискованным. Аналитики местных инвестиционных компаний
считают, что достаточно большой объем в этом случае может быть размещен под высокий
процент, сопоставимый с кредитами коммерческих банков, — 15-18% годовых. Но даже при
этом условии предпочтение может быть отдано корпоративным облигациям. Один из моих
собеседников считает серьезным конкурентом региональным ценным бумагам облигации
компаний «Русский стандарт» и «Тинькофф», доходность по которым уже сейчас составляет
14-16% годовых. По крайней мере, он считает эти бумаги более интересными, «за ними стоит
прибыльный бизнес, а хозяева этого бизнеса знают, что если они объявят дефолт, то лишатся
всего». Хотя у большинства инвесторов хорошая память: Иркутская
область на добром счету. В 1998 году регион выполнил
все обязательства перед инвесторами, как раз, отказавшись
от дефолта.
Эксперты, с которыми довелось обсуждать эту проблему, склоняются к мысли о том, что для
региональных властей выпуск облигаций — единственный способ избежать бюджетного
кризиса сегодня. Однако таким образом можно спровоцировать его завтра. Точнее, через три,
пять лет. Такой срок обращения установлен для ОДО. Это значит, что занятые в 2005 году 3
млрд. рублей в 2010 году могут стоить более 5 млрд. рублей. Но отдавать их придется уже из
другого бюджета и в других условиях. Никто не сказал, что есть серьезный повод для оптимизма:
дефицит бюджета 2005 года удвоился по отношению к тому, что планировался на нынешний год.