Убыточные маршруты сохранятся
В последние годы в Иркутске стремительно развивается сфера частных пассажирских перевозок. Началось это с маршрутных такси. Сегодня сформировались частные предприятия, имеющие по нескольку десятков автобусов большой вместимости. Только количество маршрутных такси в городе превысило две тысячи единиц. Муниципальный транспорт все это время планово уступал позиции. Почему?
Потому что в частных предприятиях работали более предприимчивые,
инициативные люди, применялись прогрессивные методы организации труда?
Нет. Причина явно в другом. Представители частного бизнеса либо не обременялись
теми обязанностями, которые лежали на муниципалах (бесплатная перевозка
льготников), либо пренебрегали некоторыми нормами (следовательно, расходами), такими
как ежедневное медицинское освидетельствование водительского состава, регулярный
контроль технического состояния автомобилей. И если старые автобусы муниципальных
предприятий бесконечно латались и выходили на линию с гарантией безопасности, то
микроавтобус частника мог выйти на линию с неисправным световым оборудованием, с
готовой потеряться входной дверью. Отсюда и аварийность частников, о которой и
сказано и написано много.
Тем не менее масштабы перераспределения пассажиропотоков в сфере городских
перевозок произошли такие, что уже время спрашивать: а выживет ли муниципальный
автобус в Иркутске? Так, в 1999 году ежедневно на линию выходило более двухсот
муниципальных автобусов, сейчас — только 102. И это,
кстати, хороший результат.
В сентябре было принято решение о реорганизации муниципального автобусного
хозяйства. Три предприятия соединили в одно, сократив при этом коммунальные,
управленческие расходы, обслуживающий персонал на 230 человек.
Концентрация людей, техники, управленческих усилий привела к тому, что количество
автобусов, ежедневно выходящих на линию, возросло на 20 единиц.
Но экономическое состояние предприятия остается очень сложным.
И таким
должно остаться и после нового года, когда льготный проезд будет практически
упразднен. Но никто не сможет упразднить нерентабельные маршруты, скажем, в поселок
Искра, на станцию Батарейная и на некоторые другие направления. Ясно, что
муниципалитет просто обязан обеспечить связь таких районов с городом.
И, естественно, направить на это соответствующие финансовые средства.