"Щедра у женщины душа"...
Шестнадцатый сезон начался после летних каникул в вечерней гостиной при публичной библиотеке Академгородка, где собираются его жители, ветераны Первые посиделки библиотечного клуба прошли в форме традиционного трехслойного сандвича. По замыслу заведующей библиотекой Нины Ястребовой первым слоем стала лекция-размышление ветерана клуба Галины Николаевны Олеховой о творческом пути английского писателя Гилберта Кита Честертона. Начав как поэт, продолжив как автор серии повестей про детектива отца Брауна, он наиболее известен религиозно-философскими эссе.
Главный «гвоздь» встречи — это венок поэтесс. Балуясь стихами с
юности, они всерьез занялись поэзией в зрелом возрасте, передавая в
рифмованных строках пережитое, увиденное раньше и волнующее их сегодня.
Дебютом на публике было выступление геофизика Татьяны Глазуновой. В ее
только что вышедшем, первом поэтическом сборнике доминирует «тихая грусть
и мирная тоска» осени. У Светланы Аврутик, у которой уже с избытком стихов
на второй сборник (первый она издала под псевдонимом Васюхина), тематика и
поэтические ритмы разнообразны: это и философия («Взгляд на поэта со
стороны»), и гражданственность (эхо событий гражданской войны), и
впечатления от летнего урагана, когда «всю власть взяла природа». У биолога
по образованию, работавшего сначала в «противочумной системе», потом в
Институте географии СО РАН, Татьяны Вершининой путь в поэзию начался со
сказок, которые она сочиняла для своих детей и внучат, а потом записала и
собрала в 30 рукописных книжечек. С полсотни ее стихотворений напечатаны в
газетах. Тематика серьезнее некуда: это и война, и Галактика, естественно,
есть и лирика — «Щедра у женщины душа», «Черемухи». Ветеран магазина
«Академкнига» Лариса Шатонова буквально зачаровала, околдовала всех
своими философскими сказками-эссе с совершенно неожиданными поворотами,
особенно «Сказкой о планете Библиография». Как туда прибыл заблудившийся
в звездных россыпях знаний «старый и больной космический корабль», который
вылечился и помолодел, — это, действительно, «сказка-ложь, да в ней намек» на
значение книжной литературы, непреходящее в век компьютерных,
интернетовских знаний.
Вторая встреча началась с презентации книги Валентина Брянского
«Там, где начинается Байкал», выпущенной к 100-летию Кругобайкальской
железной дороги. Инженер-путеец, причастный к доведению до кондиции
участка Иркутск — Слюдянка, спрямившего КБЖД в связи с сооружением
Иркутской ГЭС, Валентин Петрович известен как один из организаторов
альпинизма в Иркутске, как турист-краевед. Брянский дружен с пером уже
больше сорока лет. Сначала были заметки и статьи в областных газетах (в 1990
году его приняли в Союз журналистов России), потом пошли книжки,
постепенно заполнившие нишу краеведческой литературы о Прибайкалье:
окрашенные лирикой «пробные» очерки «Встретимся у костра» (1981), потом
систематизированные «Памятники природы» (1983), путеводитель «Здравствуй,
Байкал!» (1989), снова путеводитель с необычным для такого жанра названием
«Желанный, яростный, прекрасный» (два издания подряд — 2000 и 2001 годы,
что говорит само за себя!). И вот — новая книга с подзаголовком «Туристский
путеводитель по маршрутам Южного Прибайкалья», исчерпывающее описание
практически всех мыслимых походов по западной части хребта Хамар-Дабан и
участку Приморского хребта — треугольнику между Иркутским
водохранилищем, дорогой Иркутск — Слюдянка и сохранившимся участком
КБЖД. Автор выступает и как краевед, и как
инженер-путеец с историографическим уклоном (кроме общего описания
КБЖД как действующего музея российского железнодорожного зодчества
начала XX века, приведены рисунки-чертежи тоннелей, мостов, защитных
сооружений, рассказано об их особенностях с подробностями, вряд ли еще где
описанными: про взрыв одного тоннеля в гражданскую войну, про зенитки на
откосах вдоль дороги в Великую Отечественную…).
Вопросы и высказывания участников встречи вышли за рамки
презентации книги — пошел разговор о БЦБК, о взаимоотношениях человека с
природой вообще, о целях и значимости развития туризма в Прибайкалье, об
использовании лесных богатств (интересная деталь: фигурные скальники были
обнаружены, когда краеведы пошли по пробитым лесовозным дорогам, а когда
вторичная или какая там вырубка леса придвинулась к явно главному столбу
«Витязь», где давно уже проводятся зональные соревнования скалолазов, то
лес на гребне удалось защитить, возведя скальники в ранг памятников природы,
— к этому причастны Брянский и Тракай). Не припоминается, чтобы вечерние
посиделки в библиотеке были столь оживленными, с такой дискуссией.
Музыкальные номера программы в этот вечер были явно
удачными, в том числе выступление ансамбля скрипачей под руководством Ларисы
Тыртышной. Надо сказать, учащиеся академгородковской детской музыкальной
школы бывали гостями клуба, наверное, раз десять: баян, струнные
инструменты и фортепиано, соло и дуэты…